О чём расскажем:
-
Как «открыли» эффект Даннинга-Крюгера -
Последствия эффекта Даннинга-Крюгера -
Как преодолеть эффект Даннинга-Крюгера
Наше мышление — великолепная система, которая позволяет нам жить в таком сложном мире, принимать неординарные решения, придумывать и воплощать удивительной сложности идеи. Но и она работает не без погрешностей.
Ценой молниеносных решений и способности быстро справляться с самыми разными задачами являются ошибки нашего мышления. Они хоть и придают скорость, однако не позволяют увидеть объективную картину реальности. Такие ошибки мы называем когнитивными искажениями.
Именно к ним относится эффект Даннинга-Крюгера. Это когнитивное искажение, при котором человек не в состоянии объективно оценить уровень своей компетентности.
Людям с низким уровнем компетентности свойственно преувеличивать объёмы своих знаний. Именно поэтому им кажется, что вот они-то знают, как правильно управлять компанией, государством, лечить знакомых, если «у меня такое тоже было».
Человеку же с высоким уровнем компетентности, наоборот, свойственно преуменьшать уровень своих знаний. Поэтому эксперт никогда не скажет вам прямо, что надо делать, а будет накидывать всё новые факторы, влияющие на решение, и больше от этого смущаться.
Как «открыли» эффект Даннинга-Крюгера
Не сказать, что Джастин Крюгер и Дэвид Даннинг были первыми, кто обратил внимание на такое явление. Собственно, об этом говорили ещё Сократ, Конфуций и царь Соломон. Но именно эти учёные провели эксперименты, подтверждающие, что уровень уверенности в своих знаниях не то что не связан с их количеством, а скорее обратно пропорционален им.
Испытуемым предлагалось пройти тесты, а затем предположить, какое количество баллов они набрали. Те, кто показал низкие результаты, чаще всего завышали свои ожидания. А те, кто много — наоборот, преуменьшали.
Интересно, что подобное когнитивное искажение достаточно устойчиво. Даже когда испытуемым, набравшим немного баллов, показывали правильные ответы в надежде, что те смогут оценить себя более объективно, участники, напротив, ещё больше убеждались в своей «гениальности» и прогнозировали результат ещё лучше, чем до этого. В народ такой эффект пошёл в формулировке: «Дураки не знают, что они дураки, потому что они дураки».
Последствия эффекта Даннинга-Крюгера
На данный момент за эффектом Даннинга-Крюгера закрепилась неоднозначная слава. Мы часто можем слышать упоминание о нём, когда хотим подчеркнуть чью-то самоуверенность и некомпетенетность. Хотя, как и у любого когнитивного искажения, у эффекта есть своя «благородная» цель. Именно он позволяет вам более уверенно делать первые шаги в новом деле и наполняет уверенностью в своих силах, даже несмотря на то, что опираться пока не на что.
Такое убеждение позволяет вам не останавливаться в своём развитии, когда тема уже достаточно освоена. Именно пресловутый синдром самозванца заставляет человека всё глубже и детальнее изучать интересную ему тему. А значит, становиться экспертом и поддерживать актуальность своих знаний.
Согласитесь, в мире, где любая область может полностью обновиться за несколько лет, очень полезно, когда внутри тебя есть механизм, толкающий постоянно двигаться вперёд. Другими словами, всё, что происходит в нашей голове, для чего-то нужно. Важно уметь правильно это использовать.
При этом хочется подчеркнуть, что эффект Даннинга-Крюгера — это не участь недалёких. Все люди одинаково подвержены подобному искажению. Более того, глубокая экспертиза в какой-то области может сыграть с нами злую шутку — и мы вдруг переносим свои достижения и опыт из одной сферы во все смежные и не очень. Например, человек с отличным опытом управления вдруг начинает раздавать всем советы как психолог. А что? Везде ведь люди.
Но если заходить чуть дальше в область научных экспериментов, то можно дойти до того, что сам эффект Даннинга-Крюгера может быть вызван сам собой. То есть мы по собственному незнанию решили, что понимаем, почему так себя ведут те или иные люди.
Опубликованные Даннингом и Крюгером выводы подвергались многократной критике. Причём не за интерпретацию каких-то психологических процессов, а просто на уровне математики и статистики. Ведь куда проще завысить свой балл, если ты набрал пять из 100. Просто потому что остаётся 95 вариантов для завышения и всего пять – для занижения. С этой точки зрения вполне логично, что те, кто набрал близкие к минимуму баллы, будут чаще завышать свои оценки. А люди с максимальным результатом — занижать.
Хотя с практической точки зрения так ли важно нам знать, доказан ли эффект Даннинга-Крюгера? Куда интереснее использовать его (пусть это всего лишь гипотеза) для корректировки собственных жизненных стратегий.
Например, если я начинаю новое неизвестное дело и первые успехи меня вдохновляют на движение вперёд. Но не обманываю ли я себя, думая, что уже знаю всё о том, чем занимаюсь? Честная сверка с собой позволит снизить эйфорию от успеха и двигаться более сбалансированно.
Важно это не только потому, что в эйфории можно наломать дров. Последующее осознание истинного уровня своей некомпетентности (при том что на самом деле профессионализм растёт), бывает очень мучительной и демотивирующей.
Такой этап поэтично называют ямой мучений. Это и правда так. Мучительно вдруг осознать, как сильно ты ошибался относительно своей гениальности. Поэтому несколько сгладить пик восхищения своими победами может быть полезным для поддержания именно долгосрочной мотивации.
Но и сама яма мучений — всего лишь этап, говорящий о том, что человек идёт по пути роста своих компетенций. И никак не о том, что он чем-то хуже других людей. Если на этапе эйфории очень не хочется рефлексировать о том, что на самом деле ты не так великолепен, то в отчаянии это жизненно необходимо.
Здесь также придётся честно ответить на вопросы:
- на каком этапе я на самом деле нахожусь?
- каков мой реальный уровень компетенций?
- как он изменился со старта? чему я уже научился?
- каким своим ожиданиям от самого себя я не соответствую? и есть ли вообще какие-то основания для этих ожиданий?
Отвечать на эти вопросы немного грустно, так как всё-таки приходится признать собственное разочарование. Но именно это становится первым шагом к продолжению пути. Не зря следующий этап называют склоном просветления.
Как преодолеть эффект Даннинга-Крюгера
Интересно, что в воспитании мы часто слышим «позвольте детям набить свои шишки, не подкладывайте соломку в каждой проблеме». Пользуясь этапами и терминологией эффекта Даннинга-Крюгера, можно сказать, что преодолеть пик глупости максимально быстро можно, только столкнувшись с последствиями на практике.
А повзрослеть во всех смыслах этого слова можно, только справившись с нашей личной ямой отчаяния. Родительская поддержка должна быть не в том, чтобы не допустить ошибку, а в объяснении, что неудачи – вовсе не конец и не крах самооценки. Это и есть истинный старт взросления.
Сложнее справиться с искажением, при котором люди «слишком много знают». Упоминаемый выше Соломон это сформулировал так: «Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь».
Возможно, не всё так прискорбно, но действительно: чем больше знаний у тебя в голове, тем больше факторов хочется учесть, стратегий и событий предусмотреть. Однако хуже другое. Чем больше факторов и событий ты пытаешься учесть, тем больше понимаешь, что всего не узнаешь никогда. Именно у таких людей зачастую можно встретить запросы на борьбу с прокрастинацией. Они попадают в замкнутый круг недостатка умений для уверенности в себе, потому что новые знания лишь усиливают ощущение собственной некомпетентности.
Когда вы чувствуете себя недостаточно профессиональным для выполнения какого-то дела, особенно если вокруг есть люди, которые с ним успешно справляются, но вам они кажутся абсолютно некомпетентными, самое время заподозрить у себя эффект Даннинга-Крюгера. Причём я бы говорила о нём как о когнитивном искажении, а не о синдроме самозванца. Последний звучит достаточно объёмно, и обычно люди говорят об этом с явными нотками обречённости в голосе.
А когнитивное искажение, коим является эффект Даннинга-Крюгера — всего лишь неверная оценка своего уровня компетентности, ошибка мышления, которую куда проще исправить. Чтобы это сделать, вам помогут следующие вопросы:
- «Как я могу объективно оценить уровень своих знаний (не опирайтесь на отзывы или комплименты коллег, это не поможет)?»
- «Вообще какие именно знания я собираюсь оценивать?»
- «Какой уровень компетенций достаточен для решения нужных мне задач?»
- «Какие риски я готов принять (или вынужден буду принять), чтобы пойти в реализацию задуманного?»
Когда мы глубоко разбираемся в чём-то, нам действительно страшнее, чем если бы мы шли вслепую. Ошибка здесь только в том, что мы думаем, что узнаем больше и станем уверенными в себе. В действительности же нам нужно не накапливать знания, а смелее двигаться туда, где страшно.
Понимать, что такое эффект Данинга-Крюгера и как он работает, можно с двумя целями. Первая — замечать его у других и демонстрировать свою «компетентность» в области психологии. Это просто и, по правде говоря, напоминает пик глупости того самого эффекта. А вторая — замечать его возможные проявления у себя и корректировать своё восприятие до того, как оно начало мешать исполнению ваших планов.
Источник: www.championat.com