Александр Янковский профессионально занимается эквилибристикой. В мир циркового искусства атлет пришёл поздно — в 25 лет. Несмотря на то что Александру с нуля пришлось осваивать навыки, которые артисты отрабатывают годами, он смог стать одним из лучших в своей сфере. В 2025-м судьбоносная случайность привела спортсмена в шоу «Титаны». Александр рассказал «Чемпионату», как ему удалось разрушить стереотипы о возрасте в спорте и найти дело всей своей жизни.

Возраст — всего лишь цифра

Начал я лет в 16 с тогда ещё только набиравшего популярность паркура. Как-то раз после школы листал каналы по телевизору и наткнулся на фильм «Ямакаси». Увидел прыгающих на улице ребят, которые мастерски выполняли сложнейшие трюки. Во мне зажглось непреодолимое желание научиться так же владеть своим телом. Я стал ходить на тренировки, занимался самостоятельно, прыгая с гаражей в песок. Правда, продолжалось это недолго.

Из-за неосторожности во время одного из приземлений я умудрился сломать малую и большую берцовые кости правой ноги. На восстановление после такой травмы ушёл год. Этот период был для меня очень сложным, поскольку тогда я учился в 11-м классе и готовился к поступлению в университет.

После травмы я учился ходить заново, однако желание тренироваться не только никуда не делось, но и усилилось. Наученный опытом, я решил пойти учиться у профессионалов и в 17 лет открыл для себя спортивную гимнастику. Это очень поздний возраст для старта в таком сложном координационном виде спорта, а я начал практически с нуля. Мне понадобилось около пяти лет упорных тренировок, чтобы вырасти до кандидата в мастера спорта, а также стать чемпионом в командном зачёте и призёром в личном первенстве Москвы среди студентов.

На протяжении всего этого времени меня «кормило» барменство. В прошлом я занимался этим профессионально и даже стал чемпионом России, заняв первое место на одном из конкурсов для барменов. Примерно в 21 год меня пригласили работать акробатом в цирк на Цветном бульваре имени Юрия Никулина. Мне предложили участвовать в групповом номере.

Я понял, что выполнять трюки в своё удовольствие и работать акробатом — вещи совершенно разные. Однажды на манеже увидел парня, который разминался в стойке на руках. Он делал это настолько легко, что в моей голове поселилась мысль, что я хочу так же.

А дальше у меня случилась первая сильная любовь, и с началом взрослой жизни я на долгие три года забыл об эквилибристике и спорте в принципе. Всё поменял 2015 год, когда я принял твёрдое решение освоить этот жанр. Основам меня научил отец (в прошлом он был цирковым артистом). К сожалению, почти 10 лет назад папа ушёл из жизни, а я остался без наставника.

Эквилибристика — очень сложный жанр циркового искусства, поэтому без хорошего учителя можно долго стоять на одном месте или же, не зная техники, освоить жанр с большим количеством ошибок. Я чувствовал себя совершенно потерянным, поскольку боялся тренироваться дальше.

Мне пришлось много часами набирать уровень и учиться у всех, кого посылала судьба. Это были и именитые артисты, и педагоги из циркового училища, и даже люди старой школы, которые передали мне свои знания. Каждому из них я бесконечно благодарен и по сей день.

Терпение и труд

Стойка на руках — основной элемент в эквилибристике. В отличие от гимнастики или акробатики, в этом виде спорта её разбирают и оттачивают предельно дотошно, начиная от положения пальцев на полу и заканчивая тем, как нужно держать стопы в воздухе.

Чем больше вы тренируетесь, тем больше нюансов узнаёте и замечаете ошибки. Вместе с этим появляется что-то вроде разочарования, поскольку тренировки длятся по три-пять часов в день, а результат при этом не виден. Ситуация сильно давит морально, складывается ощущение, что это не твоё, а сам ты — бездарь. Через такой период проходит каждый, особенно тот, кто начинает учиться во взрослом возрасте.

До вершины мастерства доходят не самые талантливые, а самые упорные.

Первые два года изучения стойки на одной руке были самыми тяжёлыми: оттачивая баланс, я прыгал, как радостный Голлум, получивший свою «прелесть» обратно. К тому же нужна была растяжка! Без неё делать в цирке в принципе нечего, а тем более в эквилибре. В 25 лет начинать тянуть шпагаты такое себе удовольствие. Скорее мазохизм, так как постоянно очень больно.

Страхов у меня особо не было, разве что боязнь высоты. Мысли сдаться тоже не появлялись, ведь опустить руки — самое простое, а вот путешествие с нуля до мастерства высшего уровня – вот истинный азарт и интерес.

Вдохновляли меня разные люди. Как акробат, своим стилем меня покорил француз Сирил Раффаэлли. Из эквилибристов это, конечно же, Паша Станкевич со своими линиями, легендарный Олег Изосимов, Рома Хаперский. Как артист, меня до сих пор мотивирует мой учитель Василий Фёдорович Деменчуков. Этот уникальный человек делал сложнейший номер «Эквилибр на стульях», в котором высота конструкции достигала 10 м. Он мастерски обыгрывал сложнейшие трюки.

Для чего это нужно?

За многие годы эквилибристика помогла мне многому научиться, а также выработать важнейшие качества, которые очень пригодились во время испытаний на шоу «Титаны».

  • Хладнокровие и спокойствие в голове, особенно когда ошибка может стоить жизни.
  • Чёткое понимание биомеханики, осознание того, что такое рычаг, центр тяжести и как это применять.
  • Терпение. Без него в эквилибре вы просто не дойдёте до момента «да, я умею».
  • Умение выдерживать долгие статические нагрузки (удержание себя или какого-то веса).
  • Баланс и координация — на руках могу стоять практически на всём и везде. Даже на ногах чуть хуже.
  • Общая подготовка тела.

Заниматься эквилибристикой и освоить это искусство может абсолютно каждый. Вопрос лишь в том, какие цели человек ставит перед собой: хочет он просто уметь стоять на руках или же собирается стать победителем на цирковом фестивале в Монте-Карло?

Главное – помнить, что возраст в этом деле лишь цифра в паспорте. У меня есть ученики, которым уже за 40, однако они умеют стоять на одной руке.

Судьба или случайность?

В проект «Титаны» я попал абсолютно случайно или даже благодаря силе желания, отправленного в «космос». В спортивном зале, где я занимаюсь сам и тренирую других, один из ребят рассказал, что прошёл кастинг в шоу. На мой вопрос, как это сделать, он ответил, что приём заявок уже давно завершился, а съёмки стартуют через неделю. Тогда я подумал про себя: «Интересно, а как далеко смог бы я пройти в этом шоу? Вот бы попробовать!»

В это практически нереально поверить, но ровно в тот же вечер я получил сообщение от представителей «Титанов». Меня пригласили поучаствовать во втором сезоне проекта! Я оторопел, но, разумеется, согласился и запрыгнул в последний вагон.

Каких-либо ожиданий я не строил. У меня была единственная мысль — выжить. Я понимал, что там будет 100 сильнейших ребят со всей страны, и каждый из них лучший в своей области. Настрой был доказать в первую очередь себе, что я там оказался не случайно.

Для этого я на максимум подключил следующее:

  • смекалку – умение в секунды проанализировать испытание и ситуацию в целом и применить правильную тактику, даже если она расходится с общепринятым мнением;
  • сильная статическую выносливость — там, где многие уже «закисляются», я только разогреваюсь;
  • упёртость — за это спасибо отцу.

Близкие, конечно, порадовались за меня, но отнеслись к моему участию с настороженностью. Ведь принять участие в таком шоу — это не в отпуск съездить. Важное напутствие, которое я дал сам себе: «Главное — без травм». Поскольку о своём участии в проекте я узнал за неделю до его начала, подготовиться как следует не успел. Работал в той форме и с теми навыками, какие у меня уже были.

Каких-то особых привычек за это время не появилось. Мой организм и ментальный ум отнеслись к участию в «Титанах» как к чему-то экстремальному, потому что среди соперников были жёсткие и сильные ребята. Большое количество упражнений я делал впервые в жизни, поэтому приходилось адаптироваться по ситуации.

Дело привычки

Мой день строится следующим образом: встаю в 7:00, а уже к 10:00 еду в зал. Примерно до обеда работаю с другими спортсменами и потом занимаюсь сам. Моя обычная тренировка состоит из разминки и растяжки. Ещё стараюсь уделять время изучению новых трюков. Когда сил уже нет, прогоняю связки для номера, снова тянусь и могу немного покачаться. За питанием особо не слежу — из-за больших нагрузок все калории сгорают.

2025 год обещает быть насыщенным. Одна из главных причин, почему я увлёкся цирковым искусством, — путешествия. В планах доработать один уникальный номер и с ним отправиться на фестиваль. Кроме того, хотелось бы попасть в Цирк дю Солей, ведь это будет означать, что я достиг мирового уровня в своём жанре.

Я живу, следуя одной важной мысли: тебе выпала уникальная возможность прожить эту жизнь, и только ты знаешь, как это сделать.

Мы все стареем, и, когда вы уже решитесь на то, чтобы осуществлять свои мечты, они могут быть неактуальны. Не бойтесь и просто живите так, как подсказывает сердце — оно чудом знает, чего вы на самом деле хотите. Время уходит быстрее, чем вы думаете!

Комментарии

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии