Soulslike или soulsborne — условный поджанр, характерный играм в духе Dark Souls и Demon’s Souls компании FromSoftware. Название было принято для обозначения проектов со схожими механиками. Как правило, к поджанру soulslike относят сложные игры с огромным количеством грозных противников, сражение с которыми подразумевает вдумчивый и точный выбор действий во время боя. Основная масса таких проктоф оформлены в атмосфере темного фэнтези.

h2Характерные особенности soulslike-игр

  • Высокая сложность. Сражения подразумевают метод проб и ошибок — игрок будет постоянно погибать и возраждаться на контрольной точке, чтобы вновь попытаться одолеть своего противника. Причем, смерти персонажа имеют последствия — в качестве наказания герой может навсегда потерять определенные предметы или очки, необходимые для прокачки.
  • Исследование мира. Soulslike подразумевает огромные и пересекающиеся между собой локации, которые игроку следует подробно изучать, заглядывая в каждый уголок, подобно нелинейным метроидваниям. В процессе прохождения присутствует возможность использовать большое количество тактик и вариантов развития героя. Это дает игроку свободу для вдумчивого исследования мира.
  • Отсутствие произвольных сохранений. В процессе игры нельзя сохраниться в любой удобный момент, для этого нужно искать специальные контрольные точки, например, костры в Dark Souls. В случае гибели игрок возродиться в последнем месте сейва. Как правило, это тички расположены в безопасных зонах, вдали от боссов и врагов, и часто в дополнение дают возможность прокачать характеристики или навыки. Однако, при перезапуске точки сохранения все враги на пути возраждаются вместе с вами, поэтому побеждать их придется вновь.
  • Вдумчивая боевая система. Soulslike-игры не прощают ошибок и требуют от игрока максимальной сосредоточенности в боях. Одолеть противников путем «закликивания» — не получится, нужно находить подход к каждому врагу и искать слабые места. Кроме того, зачастую в подобных играх присутствует шкала выносливости или ее аналог, которая используется для рывков, уклонений и прочего. Как только запас этой энергии иссякает — герой становится практически беспомощным перед лицом врага.
  • Стилистика темного фэнтези. Сражение с жуткими и крайне мощными противниками обычно сопровождается соответствующей атмосферой. Лучше всего погрузить игроков в дух ужаса и опасности помогает сеттинг темного фэнтези, вбирающий в себя элементы готического стиля.
  • Повествование через окружение. В soulslike обычно отсутствует явное повествование и сюжет. Игрок узнает о предметах, противниках и мире посредством записок, надписей на стенах и прочих элементов окружения.

В новых проектах разработчики стараются эксперементировать и менять те или иные элементы, чтобы избежать копирования, но, тем не менее, делают это аккуратно, потому что очень бояться упустить нечто важное, без чего soulslike перестанет быть soulslike.