Мы только привыкли, что имя Дениса Бояринцева прочно ассоциируется в волгоградским «Ротором», как их союз сразу же распался. После поражения в матче с «Челябинском» (0:2) главный тренер подал в отставку.
Слухи о потенциальном уходе Бояринцева бродили ещё в начале сезона, однако есть ощущение, что это расставание не совсем закономерно.
Бояринцев долго шёл к своему шансу
Тренеры с таким богатым игровым опытом редко соглашаются на работу в низших лигах. Бояринцев – исключение. Он ни разу не заходил главным тренером в команду подэлитного дивизиона (речь о Лиге Pari), все назначения происходили во Второй лиге. Он добился повышения в классе с тремя командами («Текстильщик», «Родина» и «Ротор»). Формально Бояринцев в сезоне-2022/2023 вывел в Первую лигу ещё и саратовский «Сокол», но он сам говорил, что это заслуга его предшественника Евгения Харлачёва.
Цитата выше объясняет, почему тренерская карьера Бояринцев идёт по такому сложному пути. Чаще всего бывшие футболисты уверенно заходят в профессию с серьёзных команд, где толком и не приходится тренировать. Бояринцев же начинал с должности ассистента у Михаила Белова (сейчас возглавляет ульяновскую «Волгу»), с которым работал в «Торпедо», «КАМАЗе» и «Носте». К слову, в Новотроицке Бояринцев и Белов пересекались как футболисты ещё в конце 1990-х.
В каждой команде, где трудился Бояринцев, о нём вспоминают в позитивном ключе – отмечают как тренерские качества, так и характер. Да и в бытность игроком Бояринцев запомнился честным и порядочным футболистом. Фанаты «Спартака» любили его за сумасшедшие голы и умение бороться до конца. Хотя Бояринцев был, скажем прямо, не самым сильным игроком в истории клуба.
Путь к тому самому шансу с «Ротором» (клуб с амбициями и задачами) занял восемь лет. «Текстильщик» – первый опыт Бояринцева в Первой лиге. Перед дебютом в «Лучшей лиге мира» клуб усилился свободными агентами из середняков Второй лиги – на большее не было денег.
На момент отставки Бояринцева в декабре 2019-го «Текстильщик» шёл в зоне вылета. Зимой финансовая ситуация изменилась, клуб набрал опытных игроков и остался в лиге. Правда, не по спортивному принципу. То был ковидный сезон-2019/2020, который завершился в марте. Сразу пять команд прекратили своё существование – так «Текстильщик» и выжил.
С «Родиной» Бояринцеву вообще не дали зайти в Первую лигу. Несмотря на уверенный сезон-2021/2022, в клубе решили, что нужен более авторитетный специалист. Бояринцева сменил Дмитрий Парфёнов, который к тому времени уже взял Кубок России с «Тосно».
В «Соколе» получилось примерно как и в «Текстильщике». Снова зона вылета по итогам первой части сезона-2023/2024. Снова усиление уже после отставки Бояринцева. В Саратов приехал Алексей Бага – он и оставил «Сокол» в Первой лиге. Справился бы Бояринцев с этой задачей? Не суждено узнать. Как и в случае с «Ротором».
С увольнением тренера сюжетная линия «Бояринцев ведёт Волгоград в РПЛ» обрывается. Загрузить сохранённую игру, чтобы восстановить течение судьбы, уже нельзя.
У «Ротора» третья оборона в Первой лиге
«Ротор» стал новым этапом для Бояринцева. В его руках оказался проект с задачами, стадионом и огромной армией болельщиков. «Волгоград Арена» – самый посещаемый стадион за пределами РПЛ. И раз уж фанаты дарят команде такую поддержку – они требовательны.
Болельщики были довольны, когда «Ротор» уверенно закрепился в Первой лиге после выхода. Бояринцев говорил, что клуб выполнил сразу две задачи на сезон-2024/2025 – минимум и максимум: не только избежал вылета во Вторую лигу, но и финишировал в первой половине таблицы.
Официальную задачу в новой кампании летом 2025-го озвучил спортивный директор «Ротора» Андрей Дуров: «Занять место выше того, которое мы заняли по итогам летне-осенней части прошлого чемпионата (выше шестого. – Прим. «Чемпионата»)». Сейчас «Ротор» – седьмой в Первой лиге. Формально всё сходится – Бояринцев шёл ниже ожиданий руководства.
«Ротор» предпринял шаги для движения вверх. Клуб активно поработал на рынке – особенно вложился в линию атаки.
Общая стоимость состава по данным Transfermarkt выросла с € 7,05 млн до € 8,8 млн. Волгоградцы вошли в топ-6 лиги по этому показателю. Интересно, что по многим ключевым метрикам они тоже идут в лидерах чемпионата.
«Ротор» пропустил 17 голов – меньше только у «Родины» (16) и «Факела» (11). Бояринцев построил вязкую структуру с мощным средним блоком – такую команду сложно взломать в позиционных атаках. 42% пропущенных голов – со стандартов. Настоящая магия в матчах с волгоградцами – невероятные прямые удары со штрафных (три таких гола!), выстрелы издали и в прыжках через себя.
Ещё одна уязвимость «Ротора» – переходные фазы. 52% голов пропущено после быстрых атак, где соперникам, кстати, тоже часто везло. Например, вот такой мяч забил форвард «Сокола» Владислав Шпитальный. Снайперский выстрел под перекладину.
Над обороной при стандартах и над компактностью обороны можно было поработать зимой – всё-таки летом «Ротор» сильно обновился и искал «химию» по ходу сезона (как и многие другие команды). По качеству защиты волгоградцы расположились на седьмой строчке (23,77 xGA). Тут важная оговорка – очень много очков для команды выцепил вратарь Никита Чагров. Но Бояринцев всё-таки создал определённый фундамент. То есть оборонительный плацдарм не для глобальной перестройки, а для постепенного улучшения.
Бояринцев ушёл из-за свиста с трибун?
Ещё летом Бояринцев говорил, что одна из его целей – перейти к более зрелищному и доминирующему стилю. И даже расстраивался, когда «Ротор» критиковали за игру вторым номером.
Самое удивительное, что и в атаке у «Ротора» всё довольно неплохо. Девятое место по забитым голам, шестое – по ожидаемым, седьмое – по голевым моментам и четвёртое – по ударам по воротам. Есть проблемы с реализацией, но в пределах нормы – 24 гола при 27,26 xG.
Однако кое-что Бояринцев так и не наладил. «Ротор» был плох в позиционных атаках. Волгоградцы теряли очки в матчах, где как раз играли первым номером. Примеры – встречи с «Енисеем» (0:0), «Соколом» (1:1) и костромским «Спартаком» (1:2).
Впрочем, позиционная атака – один из сложнейших элементов в тренерской работе. На данный момент таким инструментом владеют лишь несколько команд Первой лиги – «Родина», «КАМАЗ» и ульяновская «Волга». Добавим сюда «Урал» и «Факел», где собраны индивидуально сильные игроки.
Трибуны «Волгоград Арены» свистели, когда «Ротор» не мог вскрыть «Челябинск», игравший в меньшинстве. Да, это ужасно – проиграть 0:2 в большинстве. Но «Челябинск» уже показывал, на что способен – в меньшинстве добился волевой победы в матче с «Уфой» (2:1) пару недель назад.
Сильный осадок остался и после поражения в 19-м туре во встрече с «Торпедо» (0:2) – так вышло, что автозаводцы провели едва ли не лучший матч в сезоне, а «Ротор» просто поплыл под физическим давлением соперника.
Среди других аргументов против Бояринцева – то же самое седьмое место по сравнению с аналогичным периодом (20 туров) в прошлом сезоне. Тот факт, что подавляющую часть сезона нынешнего «Ротор» шёл в топ-6, никого не волнует.
Такое впечатление, что, по мнению руководства, Бояринцев просто достиг в «Роторе» потолка. Очевидно, нужен специалист, который показывает результат выше ожиданий, а не просто выполняет минимальные задачи.
Однако самое ключевое во всей этой истории – Бояринцев ушёл сам. Возможно, понял, что не справился с завышенными ожиданиями. Это сильный поступок. Одному сербскому специалисту, который полтора года развлекался в бывшей команде Бояринцева, например, такой смелости не хватило.
Источник: www.championat.com


