ЮргенКлопп не может быть более взволнован. Страсть Юргена Клоппа к футболу так же сильна, как и прежде. Юрген Клопп хочет работать с невероятными футбольными талантами. Юрген Клопп присоединяется к Red Bull в качестве главы глобального футбольного подразделения. Одно из этих предложений, очевидно, не похоже на другие.

И это не означает, что официальное заявление, выпущенное совместно Клоппом и самым липким энергетическим напитком в мире в среду утром и сообщающее о его новой роли в корпоративном гиганте, является неискренним. Напротив: это работа, которая излучает страсть, волнение, связь. Клопп проносится по залу заседаний после успешного семинара. Толпа восторженных специалистов по обработке данных. Зажигательные звонки в Microsoft Teams с его знаменитыми кулаками.

Реальность, вероятно, окажется несколько более прозаичной. Многие, кто анализировал решение Клоппа, рассматривали этот шаг как неизбежный пируэт к возвращению в менеджмент: возможно, в один из клубов Red Bull, возможно, в качестве тренера сборной Германии — должность, которую Клопп, по слухам, сможет занять, если она когда-нибудь подвернется. Но если возвращение к тренерской деятельности является главной целью, то это кажется довольно странным способом ее достижения.

Пост тренера сборной занимает Юлиан Нагельсманн, который, похоже, будет счастлив оставаться на этом посту как минимум до чемпионата мира 2026 года, а то и дальше. Кроме того, несмотря на все трудности Пепина Лийндерса в «РБ Зальцбург», трудно представить себе сценарий, при котором Клопп добровольно заменит своего бывшего помощника. Возможно, в какой-то момент появится вакансия в «Лейпциге». Но когда у тебя есть выбор из всех клубов мира, зачем себя ограничивать?

Напротив, это похоже на то, что вы делаете, когда еще не уверены, чем хотите заниматься. Грандиозное название должности в стороне, но само задание кажется обнадеживающе расплывчатым. «Я хочу увидеть, почувствовать и понять, что полезно для футбола», — сказал он. «И немного развивать футбол». В качестве священного заявления о миссии «превратить сомневающихся в верующих» это не подходит.

Пожалуй, наиболее показательным в оправдании Клоппа является его желание «учиться заново», наслаждаться футболом как чисто интеллектуальным занятием, без тирании турнирных таблиц и обязанности объясняться на камеру несколько раз в неделю. Это может быть прелюдией к перезапуску тренерской карьеры, Клопп 4.0 с кучей новых трюков. Или же это может стать началом длительного затворничества в нелюбимом мире футбольного администрирования, где дважды в год выдвигаются безумные идеи, что в наши дни известно как «поворот к Венгеру».

Итак, это касается футбольного обоснования. Но, конечно, у этого решения есть и другие аспекты, которые стали очевидны, когда прозвучало объявление. Болельщики дортмундской «Боруссии» в ярости от перспективы того, что их легендарный тренер заключит союз с их идеологическим врагом, спустя всего месяц после его эмоционального возвращения в стан «Сигнал Идуна Парк», когда он давал показания Лукашу Пищеку и Якубу Блащиковски.

Среди фанатов «Ливерпуля», успокоенных сообщениями о том, что Клопп планирует взять по крайней мере годичный перерыв в игре, ощущается сильное замешательство из-за скорости, с которой папа, похоже, движется дальше. Среди фанатов соперников «Ливерпуля», тем временем, царит некое мрачное ликование: идея о том, что принятие злого энергетического напитка «Доллар» — это своего рода грандиозное самопожертвование, акт высокого лицемерия, давно назревшее разоблачение одного из самых мошеннических мессий английского футбола.

Не весь этот анализ заслуживает серьезного обсуждения. В футболе есть подлинное зло, и модель «Ред Булл» — хотя и немного липкая и нелепая — едва ли попадает в эту шкалу. Прежде всего, большая часть разочарований — и шаденфрейда — вызвана тем, что мы имеем дело не столько с реальностью Клоппа, сколько с карикатурой, созданной вокруг него: проверенное временем смешение спортивной добродетели с реальным положением вещей.

Пять минут, потраченные на просмотр немецкого телевидения, где Клопп продает все, что угодно, от пива до велосипедов Peloton и инвестиционных схем, дадут вам довольно хорошее представление о его взглядах на капитализм. Идея о том, что этот миллионер в спортивном костюме, который девять лет проработал на американских финансистов, может быть каким-то антикорпоративным революционером, всегда была основана больше на фантазиях, чем на правде. И если быть честным с Клоппом, роль спасителя или морального компаса никогда не была для него целью и не требовалась. Об этом он заявил на своей первой пресс-конференции в качестве менеджера «Ливерпуля». Если вы хотите представить меня в образе Иисуса, а на следующий день сказать: «Нет, он не может ходить по воде», то у нас проблема», — сказал он.

Возможно, настоящая проблема заключается в тенденции английского футбола — и это, похоже, преимущественно англоцентричный феномен — возводить своих тренеров на нелепые моральные пьедесталы и даже наделять их квази-божественным статусом под самыми ничтожными предлогами. Арсен Венгер и ранний Пеп Гвардиола, безусловно, попадают в эту категорию. Марсело Бьелса, несмотря на его многочисленные заявления об обратном, продолжает почитаться как некий гномический общественный интеллектуал людьми, которые на самом деле никогда с ним не встречались. Даже умеренно талантливый Анже Постекоглу, кажется, привлек к себе значительное число поклонников, привлеченных его статусом аутсайдера, его мудростью судьбы, его безупречными добрыми вибрациями.

Клопп, в свою очередь, провел слишком много времени, поклоняясь настоящему богу, чтобы допускать какие-либо мысли о собственной божественности. Возможно, он виноват в том, что немного недооценивает преданность, которую он внушает, степень, в которой люди нуждаются в нем — по тем или иным причинам — чтобы представлять нечто большее. Но он не тот парень. Никто им не является и никогда не был. Клопп переходит в «Ред Булл» не для того, чтобы выполнять работу господа. Но, возможно, он уже помог английскому футболу избавиться от иллюзий о боге.