Знаменитый философ и поэт Омар Хайям в древности прославился как математик, астроном и ученый. В Персии XI века он был признанным гением. Хайям много путешествовал и трудился в разных городах Центральной Азии — Самарканде (там он учился в медресе), Бухаре, Исфахане. Он пережил всякое — как покровительство высших сановников государства Сельджукидов, так и опалу за волнодумство и слишком свободные взгляды на религию.

Хайям внес значительный вклад в алгебру своей работой по классификации кубических уравнений, а еще создал самый точный из календарей, превосходящий григорианский. Но в XXI веке он известен, в первую очередь, благодаря своему литературному наследию. От него осталось множество записей, в основном стихотворных. Его стихи, рубаи, в XIX веке были открыты заново и переведены на английский, а затем и сотни других языков и стали настоящим бестселлером.

Слава Омара Хайяма распространилась по всей планете, и сейчас его имя — практически синоним мудрости, обличенной в изящную поэтическую форму. Философ учил наслаждаться жизнью и понимать ее скоротечность, ничтожность человека перед историей и судьбой. Одно из самых его известных стихотворений — как раз о главном:

От безбожья до Бога — мгновенье одно! От нуля до итога — мгновенье одно. Береги драгоценное это мгновенье Жизнь — ни мало, ни много — мгновенье одно!

Эти рубаи перекликаются со знаменитым благодаря песне из сериала «Семнадцать мгновений весны» стихотворением Роберта Рождественского. Возможно, советский поэт вдохновлялся строками Хайяма, ведь они были невероятно популярны в СССР. И развил эту тему. То, что кажется мигом, секундой, может полностью поменять жизнь. И их таких моментов, мгновений, она и состоит, что в масштабах истории и вечности, — тоже мгновение.

У каждого мгновенья свой резон,свои колокола, своя отметина,Мгновенья раздают — кому позор,кому бесславье, а кому бессмертие.Мгновения спрессованы в года,Мгновения спрессованы в столетия.И я не понимаю иногда,где первое мгновенье, где последнее.