Персидский ученый, математик, астроном, поэт и мудрец Омар Хайям был не первым, кто высказывался на тему ада и рая. Ведь это ключевые понятия христианства и ислама, о которых пишут не только в священных книгах, но и в философских трактатах. И все же каноническим считается взгляд на них как на места, куда попадают человеческие души после смерти. Ад (геенна огненная, джаханнам) — то, где мучаются грешники, рай (царство небесное, джаннат) — где блаженствуют праведники. Однако философы с древних времен пытались истолковать их и по-другому.

Хайям был первым, кто смог емко сформулировать, что рай и ад присутствуют и в нашей земной жизни, как олицетворение добра и зла. Кстати, в годы жизни философа на востоке в исламе как раз формировалось течение суфизма, и многие мысли поэта оказались созвучны этим идеям. В одном из своих рубаи, раскрытых гораздо позже, в XIX веке и еще позже переведенных на русский язык, философ так отвечает догматикам:

«Ад и рай — в небесах», — утверждают ханжи.Я, в себя заглянув, убедился во лжи:Ад и рай — не круги во дворце мирозданья,Ад и рай — это две половины души.

У Хайяма рай символизирует божественную часть души, а ад — дьявольскую. Совершая добрые или злые поступки, человек сам делает выбор между раем и адом в земной жизни. Изначально в нашей душе есть и одно начало, и другое — об этом и говорит Хайям, заглядывая в свою собственную душу.

Сейчас такая интерпритация близка очень многим и является общепризнанной и, в целом, не противоречащей религиозным канонам. Но для своего времени эти меткие строчки и такое толкование были настоящим прорывом духовной мысли.