Всемирное антидопинговое агентство (WADА) заявило, что в случае с китайскими спортсменами отсутствовали доказательства намеренного приема запрещенного препарата триметазидина. В отличие от дела российский фигуристки Камилы Валиевой, которая, по утверждению WADA, не смогла убедить Спортивный арбитражный суд (CAS) в том, что триметазидин попал в ее организм случайным образом.

В январе CAS по требованию WADA дисквалифицировал Валиеву за применение триметазидина на 4 года. В то же время ранее стало известно, что накануне Олимпиады в Токио в январе 2021 года 23 китайских пловца сдали положительные тесты на триметазидин и не понесли за это никакого наказания. Кроме того, WADA публично даже не сообщило об этом случае.

«Загрязнение может происходить в различных формах (например, загрязненные пищевые добавки, загрязненное мясо, загрязненная вода, загрязненные лекарства). В каждом случае предполагаемого загрязнения необходимо оценить и протестировать конкретный сценарий загрязнения, чтобы определить, является ли он правдоподобным, совместимым с неблагоприятными аналитическими выводами, и может ли он быть принят с учетом всех вероятностей. В данном случае это было тщательно выполнено, и не только отсутствовали какие-либо свидетельства, указывающих на допинговый сценарий, но и все существующие доказательства подтверждали теорию о заражении.

Действительно, даже если оставить в стороне тот факт, что китайские власти обнаружили триметазидин на кухне отеля, результаты анализа, в частности, тот факт, что все положительные результаты находились в пределах ограниченного диапазона при низких или очень низких концентрациях, а также тот факт, что когда спортсмены проходили тестирование более одного раза, их результаты колебались от отрицательных до незначительных положительных с интервалом в несколько часов, не соответствует профилю выведения триметазидина при преднамеренном приеме внутрь, а скорее свидетельствует о какой-либо форме заражения.

И наоборот, в качестве примера, в случае с российской фигуристкой Камилой Валиевой, ее первоначальное объяснение заражения в результате контакта с дедушкой было признано (после проверки научным отделом WADA) несоответствующим фармакокинетике триметазидина и, следовательно, было оспорено WADA на выездной панели CAS на зимних Олимпийских играх-2022 в Пекине. В ходе апелляционного разбирательства в CAS WADA также оспорило последующее объяснение спортсменки о том, что препарат попал в ее организм косвенным образом через клубничный десерт, приготовленный ее дедушкой. В конечном счете CAS согласился с позицией WADA о том, что в объяснениях спортсменки были серьезные пробелы в доказательствах», — говорится в заявлении WADA.