Roguelike («похожие на Rogue» или просто «рогалики») — жанр видеоигр со случайно генерируемыми локациями и механикой перманентной смерти. Жанр возник в 80-х годах с появлением Rogue. Несмотря на то, что эта игра была не первой в своем роде, именно она стала образцом для дальнейшего подражания. После ее появления популярность «рогаликов» моментально взлетела. На сегодняшний день существует огромное количество популярных компьютерных, консольных и мобильных roguelike-игр, в том числе The Binding of Isaac, Moonlighter, Cult of the Lamb и других интересных проектов.

h2Характерные особенности roguelike-игр

  • Процедурная генерация уровней. Расположение предметов, противников, дверей, локаций, сундуков и прочих элементов определяется случайном образом и при повторном прохождении генерируется заново.
  • Механика перманентной смерти. После гибели персонажа уровень или вся игра начинаются заново, при этом герой теряет все предметы, навыки и способности. При этом никаких сохранений нет.
  • Единая сеть уровня. Все внутриигровое пространство состоит из поля клеток, по которому перемещается игрок и противники. Каждый персонаж занимает одну клетку независимо от своих габаритов.
  • Пошаговое перемещение. Все действия в игре разделены на ходы — в связи с этим игрок и его противники наносят урон и используют предметы по очереди.
  • Замкнутое пространство. При сражении с противниками игрок остается на той же карте, а не перемещается в другое место. При этом, выйти с той карты, на которой происходят события, во время боя нельзя.
  • Альтернативные пути. Как правило, любая проблема в игре должна имень несколько решений разными способами.
  • Контроль ресурсов. Механика игры завязана на использовании оружия, способностей, еды или других расходуемых предметов из инвентаря. В «рогаликах» важно грамотно распределять свои ресурсы для успешного завершения уровня.
  • Дух приключений. В игре основной упор сделан на открытиях и исследованиях, в том числе и из-за ограниченного количества предметов.
  • Ломать и крушить. Противников нельзя запугать, убедить, вступить с ними в переговоры — только сражаться и побеждать.
  • Неопознанные предметы. В мире могут присутствовать вещи, о свойствах которых игрок может узнать только использовав их на себе или противниках. Например, в мобильной Pixel Dungeon при каждом новом запуске игры зелья разных цветов меняют свойства и для того, чтобы узнать какое из них увеличивает силу, а какое создает пожар — нужно выпить или бросить во врагов.

Эти особенности относятся к классическим roguelike-играм, однако в новых проектах разработчики всячески эксперементируют, добавляя или убирая некоторые пункты из списка. Иногда такие игры называют roguelike-like (подобные подобным) или roguelite (немного Rogue).