Основатель и владелец Telegram Павел Дуров в интервью знаменитому американскому журналисту Такеру Карлсону рассказал, как выбирал место для работы над проектом и для жизни, после отъезда из России в 2013 году.

«Когда я уехал из России и покинул «Вконтакте», фактически компанию-ребенка для меня, я оставил комфортную жизнь, выбрав свободу. Попробовал обосноваться в Берлине, Лондоне, Сингапуре, Сан-Франциско. Но было слишком много бюрократических препятствий. Например, я привозил в Германию лучших разработчиков в мире, но не мог нанять их в свою компанию — прежде мне надо было разместить объявление о вакансии в местной газете, подождать несколько месяцев, чтобы на нее никто не отликнулся, и только потом я смог бы нанять человека не из Евросоюза.

В Сан-Франциско, я полагал, мы можем остаться, поскольку большинство крупных технологических компаний базируется там или рядом. Но случилось две вещи, которые заставили меня передумать. Первая — личная. На улице Сан-Франциско, прямо после встречи в офисе «Твиттера» с Джеком Дорси (в тот момент — СЕО компании). Был вечер, часов 8, я шел со встречи и писал в телефоне в свой твиттер о ней, когда три больших парня попытались выхватить и украсть мой телефон. Они не ждали сопротивления, и мне удалось выхватить его обратно. Завязалась небольшая драка, пролилось немного крови, в итоге мне удалось сбежать, сохранив телефон. Я очень много путешествую, и США — единственная страна в мире, где со мной случилось такое — нападение на улице. Я был просто шокирован и подумал, что, наверное, стоит поискать другое место для работы, возможно, тоже в Америке, но не Сан-Франциско.

Вторая причина, почему мы все же не остались в США, — слишком большое внимание ФБР, других спецслужб. Для примера — когда я последний раз был в Америке, я привез с собой одного из наших инженеров. Так вот, агенты спецслужб тайно, за моей спиной, пытались нанять его. Они хотели узнать, какие открытые коды используются в Телеграме, интересовались возможностью внедрить в мессенджер определенные открытые коды, что, с моей точки зрения, сделало бы приложение уязвимым, позволило правительствам следить за пользователями. С похожим давлением сталкивался и я сам, в США со мной встречались агенты ФБР, задавали вопросы — обо мне, Телеграме, моей работе в России. Слишком много внимания ко мне и моему проекту проявляли в Америке службы безопасности, поэтому я решил, что будет лучше выбрать другую страну. Такую, где мы можем сосредоточиться на работе, а не на отношениях с правительством», — рассказал Дуров.

Также босс Телеграма объяснил, почемуь в итоге принял решение обосноваться в ОАЭ.

«7 лет назад мы переехали в Дубай и с тех пор ни разу не было причины что-то менять. Здесь очень удобно делать бизнес, невысокие налоги, ты можешь нанимать человека из любой страны, и он автоматически получит разрешение на работу. Это сильно отличается от того, что есть, например, в Европе. В ОАЭ удобная инфраструктура, комфортно. Ну и, возможно, главное, что это небольшая страна без геополитических амбиций, которая хочет со всеми дружить. Здесь нам легче сохранять приватность наших пользователей и наш нейтралитет как компании, нежели в какой-либо сверхдержаве. Я сам даже предпочитаю даже не ездить в такие страны, как США, Россия или Китай», — добавил Павел.

Также Дуров рассказал, почему не пользуется огромными деньгами на своих счетах.