Как всё начиналось?

Многие мотоциклисты колесили не только по просторам России, но и по дорогам Европы, Азии и Африки. Некоторые даже совершали кругосветные путешествия с минимальным бюджетом, зарабатывая в пути. Я загорелся мечтой о подобном приключении.

Хотя опыта поездок за границу на мотоцикле у меня ещё не было (в 2024 году – лишь мой третий мотосезон), я уже успел попутешествовать по России. Окончив пятый курс университета, накопил на автомобиль и ездил на нём. Затем продал машину и втайне от всех купил мотоцикл. За месяц прошёл обучение и получил права на него.

На второй день после защиты диплома сорвался в своё первое большое путешествие на малую родину – в Башкортостан. Даже за дипломом не вернулся — так не терпелось отправиться в путь. В той поездке я преодолел около 8 тыс. километров, что совсем неплохо для первого раза. А год спустя повторил опыт, добравшись до самой западной точки Крыма и посетив красивые и необычные места полуострова.

Подготовка

Идею маршрута я почерпнул у Алексея Коровина — одного из мотопутешественников, которые, на мой взгляд, лучше всех смогли передать суть таких приключений, рассказать о странах, людях и самих себе. Алексей проехал множество стран, но особенно мне запомнились его фильмы о поездке в Австралию. До неё мне пока далеко, поэтому я выбрал часть его маршрута в качестве ориентира. Планировал путешествие, изучал особенности стран и пограничных формальностей около полугода, хотя на деле всё оказалось гораздо проще.

Главное — действовать.

Зимой я приобрёл для поездки литровый туристический мотоцикл и подготовил его. Но потом увидел мотопутешественников, колесящих на 150- и 250-кубовых байках. Это натолкнуло на мысль, что, пересев на 250 кубов, я не только сэкономлю, но и смогу избежать некоторых нюансов.

В некоторых странах действуют ограничения по объёму двигателя: на чём-то большем либо вовсе нельзя въехать, либо придётся договариваться и платить на границе. В итоге я продал свой мотоцикл и в конце июля 2023 года отправился в Мурманск за новым. Были и другие варианты, но я целенаправленно выбрал этот город. Так у меня появилась возможность испытать не только мотоцикл, но и себя.

Из Мурманска я поехал в Башкортостан, потом вернулся в Москву, преодолев в общей сложности 7 тыс. километров.

Убедившись, что и сам готов, и техника не подведёт, спустя несколько недель отправился в своё большое путешествие.

Иран: страна, которую украшают люди

Из всех стран, которые я проехал за эти 46 дней, больше всего впечатлил Иран. Считаю, что, какой бы ни была страна, украшают её люди. В Иране они открытые, простые и дружелюбные. Пожалуй, никому не нравятся навязчивые люди, которые постоянно тревожат, не соблюдают личного пространства. Здесь я такого не заметил — только искренний интерес. Понравились еда, достопримечательности Древней Персии и разнообразные ландшафты.

Что касается визовых вопросов, в Иран я сделал визу за полмесяца — в целом не так уж сложно. При въезде таможню проходил недолго, большая часть времени ушла на приятную беседу с сотрудниками. А вот при выезде документы изучали очень дотошно, но багаж не досматривали.

Особых трудностей в дороге по Ирану я не встречал.

Если говорить о ценах, то литр бензина здесь стоит всего шесть рублей. А в остальных странах на моём пути цены были примерно на одном уровне — чуть выше 100 рублей за литр.

Во время второго этапа путешествия я заехал к новому иранскому другу в Тегеран и встретил Новый год с его семьёй. Познакомился с ним ещё в Батуми, когда останавливался у него на несколько дней. Живут они хорошо, встретили меня радушно. Друг показал город, познакомил с родными. Мы до сих пор общаемся.

Глядя на иранцев, я многое переосмыслил. Они охотно общались, расспрашивали о моих приключениях. На улицах ко мне часто обращались: «Мистер, вам помочь? Пойдёмте, угощу вас чаем!». Думаю, мы должны больше ценить то, что имеем, быть честнее, открытее и терпимее друг к другу. В Иране я в полной мере ощутил радушие и гостеприимство местных жителей.

Пакистан: страна, где невозможно всё чётко спланировать

Пакистан — интересная страна, но здесь не получится строить чёткие планы. По большей части территории нельзя передвигаться одному, только в сопровождении полицейского конвоя. В первый день я за два-три часа прошёл границу, оформил документы, но попал на время, когда конвой не едет. В итоге пришлось провести двое суток в полицейском участке приграничного города, в не самых комфортных условиях.

С передвижением по дорогам в Пакистане было труднее всего.

Страна бедная и к тому же опасная. Непросто было ехать с конвоем по 12-14 часов в день. По приезде ждали холодная комната без горячей воды и очень острая еда. И хотя в этой стране есть что-то притягательное для туристов, проехать по ней можно максимум пару раз. На третий я бы не решился.

В пакистанском полицейском участке со мной произошёл интересный случай. В первый день после пересечения границы меня разместили на ночлег прямо там. По территории постоянно расхаживал вооружённый полицейский. Поначалу я думал, что он приставлен исключительно для моей охраны.

В противоположной от моей комнаты стороне были ещё помещения, но с железными дверьми и решётками. Сперва я решил, что они пустуют. Но когда началась молитва, заметил за решёткой какое-то движение и понял, что там кто-то есть. Спросил у охранника, что за люди.

Он ответил: «контрабандисты и нелегалы из Афганистана, среди которых есть и по-настоящему опасные».

А я как раз слышал несколько криминальных историй, произошедших именно в этой провинции Белуджистан – самом неблагополучном месте страны.

Спустя полчаса охранник вдруг исчез. В голове пронеслось: «Ладно, справлюсь». И тут я увидел, как кто-то самостоятельно открывает железную дверь камеры, выходит, озирается по сторонам и идёт куда-то вглубь участка. Я, конечно, напрягся: что делать, охранника нет, кругом потенциально опасные личности… Присмотрелся к этому пареньку: он шёл в сторону туалета. Подумал, если что — буду звать на помощь людей на улице. Но парень спокойно вышел из туалета и вернулся к себе за решётку, заперев за собой дверь.

Когда охранник наконец появился, я сбивчиво поделился с ним увиденным. А он сказал: «Не переживай, это местный, сидит за мелкое преступление, ему можно так перемещаться». От этих слов мне не полегчало.

Я ещё раз задумался, куда же занесла меня судьба. И ведь по собственной воле!

Индия: страна, где можно быстро похудеть

На второй день пребывания в индийском городе Амритсар я отправился на поиски места, где можно вкусно и сытно поесть. Уличная еда не впечатлила, к тому же почти все блюда были очень острыми. Местные на просьбы приготовить что-то не слишком острое смотрели с искренним недоумением и явно не горели желанием что-то менять в своих кулинарных традициях. К тому же в Амритсаре мясные блюда оказались большой редкостью даже в фастфуде. В основном подавали вегетарианскую пищу.

Блуждая по улицам в поисках обеда, я обратился к одной молодой паре, спросив, где поблизости можно купить готовое мясо, только не острое. Они пригласили пойти вместе, уверяя, что идут в нужное место. Голод подгонял, и я бодро зашагал за своими провожатыми, петляя по переулкам и дворам. Наконец, мы почти пришли, и ребята указали на вывеску магазина. Предвкушая сытную трапезу, я поспешил внутрь и… оказался в мясной лавке, где продавалось только сырое мясо!

В Индии с моими гастрономическими предпочтениями можно легко и непринуждённо похудеть.

Что я и сделал, сбросив за время пребывания в стране пять килограммов. Если вы собираетесь в Индию и не готовы к острой вегетарианской пище, мой совет — захватите с собой хотя бы пару банок тушёнки.

Между первым и вторым этапами путешествия я подтянул английский. Хотя, конечно, встречалось немало людей, не знающих этот язык. Попадались даже такие, кто вовсе не умел читать — в Пакистане и Индии. С ними приходилось общаться буквально на пальцах. Но, по моему опыту, язык в путешествии не так уж критичен. Всегда можно объясниться жестами — этим я и спасался в большинстве случаев.

Армения и Грузия: места тёплых встреч

В Грузию и Армению не нужны никакие дополнительные документы, граница несложная и недолгая. Самое длительное прохождение заняло около двух часов, а самое короткое, в Армении, — всего 20 минут.

Забавных и неожиданных случаев за время путешествия было немало. После Турции я вернулся в Грузию и направился в Батуми. Когда стоял в центре города, ко мне подошёл мужчина — пыльный, слегка неопрятный, то ли строитель, то ли бездомный. Оказалось, он иранец, приехал делать ремонт у родственников, говорит только по-английски. Пообщались, и он предложил: «Если что, приезжай ко мне ночевать». Я пообещал подумать и уехал.

Пока гулял по городу, наступил вечер и начался дождь. Присмотрел место для палатки, но поставить её не успел – хлынул ливень. Мне ничего не оставалось, кроме как наведаться в гости к новому знакомому. Иранец оказался хорошим человеком, я остановился у него. Вечером долго болтали, он оказался интересным собеседником. А на следующий день поехали в горы, любоваться видами города с высоты.

В итоге я провёл у нового друга три дня, и он пригласил меня в гости в Тегеран.

Что касается ночлега, то подход тут был разный. На первом этапе, в августе, стояла тёплая погода. Один раз я остановился в гостинице, пару ночей провёл в Батуми у нового знакомого из Ирана. Всё остальное время ночевал в палатке. Поначалу было боязно, особенно после первого привала, когда в темноте я увидел чьи-то горящие глаза. Но потом привык к такому формату ночёвок.

Зимой ночевать в палатке при минусовой температуре уже не хотелось. Особенно холодно было первые две недели, так что я останавливался исключительно в отелях и гостиницах. Чем дальше, тем более спартанскими были условия. Заранее бронировал места, кроме Ирана, прикинув примерный маршрут. Для остальных стран ещё дома наметил на карте запасные варианты ночлега.

Турция: страна, где пригодился башкирский язык

С языковыми барьерами и культурными различиями в путешествии приходилось справляться по-разному. В странах СНГ всё было просто и понятно.

А вот на турецкой границе впервые столкнулся со сложностями.

Дело в том, что изначально я не планировал заезжать в Турцию, поэтому даже не скачал переводчик. У таможенников, как выяснилось, с английским было не очень. Но мой родной башкирский язык имеет общие корни с турецким, и мы смогли объясниться на этакой «турецко-башкирской» смеси. Так, с грехом пополам, я и пересёк границу.

Что касается визовых вопросов, в Турцию не нужны никакие дополнительные документы, граница несложная и недолгая. Самое длительное прохождение заняло около двух часов.

Как подготовиться к длительному мотопутешествию?

Для дальних поездок самое главное — удобство и возможность перевозить багаж. Я сделал специальные крепления и установил три кофра — всё необходимое всегда было под рукой. Кроме того, оснастил мотоцикл подогревом ручек и высоким ветровым стеклом. В длительном путешествии это незаменимые вещи. Чтобы не остаться без связи с миром, установил зарядное устройство для гаджетов. Немного модифицировал подножки — теперь на них удобнее стоять в течение долгих часов за рулём.

После всех доработок мой скромный мотоцикл не превратился в полноценный туристический эндуро, способный с лёгкостью штурмовать бездорожье. Но такой задачи и не стояло. Главное, что в результате всех приготовлений байк стал комфортным и надёжным для длинной поездки.

Основные траты приходились на бензин, еду и ночлег.

Напомню, в Иране литр бензина стоит всего шесть рублей, а вот в остальных государствах на моём пути цены были примерно на одном уровне — чуть выше 100 рублей за литр.

Экономика путешествия

Первый отрезок пути обошёлся мне примерно в 81 тысячу рублей, а второй — около 315 тысяч. Сюда вошли визы, питание, ночёвки, связь и топливо. Итого от Москвы до Дели в одну сторону я потратил 396 тысяч рублей.

Как лучше рассчитать бюджет для такой поездки? Я составил подробную таблицу, где учёл все возможные траты. Прикинул среднее расстояние, которое буду проезжать за день, определил максимальные суммы на ночлег и питание. Причём считал с запасом. В итоге реальные траты на втором этапе оказались вдвое меньше планируемых.

Конечно, немалая сумма. Но я ни о чём не жалею — получил незабываемые впечатления, массу удивительных встреч и открытий.

При разумном подходе байк-путешествие на другой край света — вполне посильная задача, даже если ты не миллионер.

Что взять с собой?

Какое снаряжение и вещи обязательны для подобного путешествия, вопрос на самом деле очень индивидуален и сложен. На мотоцикле места мало, поэтому приходится брать только самое необходимое. У меня всегда с собой аптечка, универсальные ключи, шестигранники, набор для ремонта шин и насос. Из бытовых вещей — палатка, спальник и надувной коврик. Для приготовления еды взял портативный котелок с горелкой. Тщательно продумал, какие личные вещи точно пригодятся, а без чего можно обойтись. Знаю по опыту, что новички часто берут с собой кучу одежды — по четыре-пять футболок, двое-трое брюк и так далее. Но в дороге быстро понимаешь, что такого количества просто не нужно.

Пожалуй, самое главное в экипировке мотопутешественника — это удобство и безопасность.

Отправляясь в дальний путь, нельзя пренебрегать средствами защиты. Поэтому я уделил особое внимание выбору качественного и надёжного шлема, мотокуртки, штанов, перчаток и ботинок.

Для мотоциклиста лучше всего подходит страховой полис для активного отдыха. Многие думают, что вызов скорой помощи или обычное лечение — это нечто само собой разумеющееся и доступное. Но в ряде стран эти услуги платные и могут влететь в копеечку. Поэтому страховка в путешествии — вещь крайне необходимая.

Как лучше путешествовать: соло или с компанией?

Я пробовал путешествовать в компании других мотоциклистов — это, безусловно, весело, но восприятие окружающего мира в таком формате совсем иное. Да и тебя самого люди воспринимают по-другому. К недостаткам группового вояжа я бы отнёс вполне прозаические вещи: кому-то хочется дольше любоваться одной достопримечательностью, а тебя манит другая, возникают разногласия по поводу маршрута, мест питания и ночёвок.

Впрочем, есть и плюсы — это безопасность, взаимовыручка, возможность получить объективную оценку тех или иных вещей. Да и в банальных ситуациях, вроде внезапно закончившегося бензина, товарищ всегда может подстраховать и съездить за топливом. Когда ты один, незнакомцы охотнее и доброжелательнее идут на контакт, проявляют искренний интерес. Ты тоже с удовольствием открываешь для себя интересных собеседников.

Особенно это важно в совершенно незнакомой стране — появляется больше возможностей проникнуться её культурой, лучше узнать народ и само место изнутри.

Находясь в зоне комфорта, многого о себе не узнаешь. А вот оказавшись один на один с собой за тысячи километров от дома, начинаешь лучше понимать себя, мыслить иначе. Не знаю почему, но именно за рулём мотоцикла, особенно на длинных перегонах, размышляется лучше всего. Сравню этот процесс с медитацией.