Двукратный призер Олимпийских игр по фристайлу, спортивный психолог Елизавета Кожевникова объяснила хамский поступок Александра Большунова на первом этапе Кубка России по лыжным гонкам в Кировске.

В спринте во втором полуфинале трехкратный олимпийский чемпион столкнулся с Александром Бакуровым, в результате чего упал и в итоге пришел к финишу последним. Сразу после завершения гонки Большунов подошел к стоящему спиной Бакурову и толчком в плечо сбил его с ног. Бакуров, после того, как поднялся, покинул трассу, сильно хромая. Позже стало известно, что у лыжника ушиб, из-за которого он не сможет тренироваться в течение двух едель. Большунов за свой поступок был дисквалифицирован со спринтерской гонки.

— Первое, что мне пришло в голову, — что у человека до такой степени накопился внутренний негатив, что он просто потерял способность его сдерживать. Все-таки, когда ты трехкратный олимпийский чемпион, но не имеешь возможности соревноваться с лучшими, это сильно бьет по нервам и сознанию. С вашей точки зрения, такое могло стать причиной несдержанности?

— В целом вы абсолютно верно видите ситуацию. Все-таки стресс — это понятие мультиаппликационное. То есть он может довольно долго накапливаться. А окно толерантности, то есть способность перерабатывать негатив осмысленным, взрослым образом, — это все-таки коробочка ограниченной вместимости. Как только совокупное количество стрессогенных факторов становится слишком большим, мы как бы вываливаемся из этого пресловутого взрослого состояния, теряем способность относиться к ситуации рационально и реагируем уже аффективно, защищая таким образом собственную психику.

— Иначе говоря, Большунов мог действовать в состоянии аффекта?

— Да.

— Можно ли научить спортсмена, склонного к аффективным проявлениям, контролировать себя вне зависимости от уровня раздражения?

— Теоретически да. Но на практике этому приходится учить очень долго. Процесс сводится к тому, что сначала человек должен понять, как работают те или иные механизмы, должен согласиться с этим, но учиться все равно приходится через большое количество ошибок, прежде чем будет наработан определенный опыт. Здесь задействована автоматическая нервная система, которая управляется не сознанием, а адреналином. И поэтому ее очень трудно брать под контроль.

— Есть ведь и другая точка зрения на случившееся. Она сводится к тому, что Большунову, как выдающемуся атлету, все слишком долго сходило с рук — и он привык к безнаказанности. По вашей версии получается, что мы имеем дело не с человеческими качествами лыжника, а с индивидуальным устройством его нервной системы.

— Мы имеем дело с такой особенностью нервной системы, которая на самом деле в других ситуациях нам в Александре очень нравится. Потому что именно этот аспект реакции на стресс делает его на лыжне хищником. Заставляет терпеть отчаянные эмоции, когда он выходит на дистанцию. Заставляет переживать нагрузку, бороться и побеждать очень сильных, опытных, а порой откровенно наглых соперников. Если бы ведущей стрессовой реакцией Большунова было оцепенение, мы бы не имели такого чемпиона. Обратная сторона, как говорится, одной медали, — приводит слова Кожевниковой RT.

Комментарии

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии