«Нельзя позволять себе бояться, когда входишь на этот стадион», — сказал Карлос Корберан, хотя почти все так и делают: лучшие команды, чем его, поочередно попадают под удар судьбы. Валенсия» не собиралась отступать, даже если бы на «Сантьяго Бернабеу» собралось 75 382 человека, а на вашей стороне, зажатой высоко в северо-восточном углу, было бы всего 150. Если их стартовый состав стоит 300 млн евро, еще 120 млн евро уходят к вам со скамейки запасных, а из вашего состава только двое вообще ничего не стоят; если подписной лист их нападающего оплачивает весь ваш состав, и если они выиграли больше за 12 месяцев, чем вы за 20 лет. Если они — лучшая домашняя команда Ла Лиги, а вы — худшая выездная, если они гонятся за титулом, а вы бежите от вылета, то между вами 32 очка, 47 голов и целый мир.

Даже если ваш капитан выбыл из строя, а еще два игрока отсутствуют именно потому, что суббота на «Бернабеу» — это не ваш поединок, отстранения напрашиваются и отбываются сейчас, ресурсы задействованы в другом месте. Не тогда, когда ваш послужной список против большой тройки в этом сезоне гласит: сыграли пять, проиграли пять, пропустили 20, ваш правый защитник выходит на поле лишь в третий раз, а два других закончились со счетом 1:7 и 0:5. Когда вы не выигрывали на выезде 355 дней, 12 городов без побед, и не выигрывали здесь 17 лет, еще когда были хороши. Когда никто из твоих игроков никогда не выигрывал. И все же, как сказал тренер «Валенсии» в день своего первого визита, вам нужна личность, вера. Даже когда звонит колокол, звучит горн и неизбежное приближается.

Даже если вы не играли и 10 минут, когда судья назначает пенальти, от которого у вас закипает кровь и замирает сердце.

Часы показывали 9.27 во время визита «Валенсии» на место, которое вдохновило Хорхе Вальдано на идею «страха сцены» — недуга соперников, когда Килиан Мбаппе был выпущен за защиту «Валенсии» в субботу днем. Когда он достиг зоны, Сесар Таррега опередил Мбаппе, тот зацепился за икры защитника и упал, а Гильермо Куадра Фернандес подбежал и указал на него. Несмотря на то, что VAR предложил ему посмотреть еще раз, он решил, что был прав с первого раза, и по сигналу Карло Анчелотти со скамейки запасных Мбаппе перебросил мяч Винисиусу: легкая инъекция уверенности в начале легкого дня, «Валенсия» потерпела поражение, не успев начать, как все и говорили.

Именно тогда, стоя на месте, с мячом под мышкой и Джудом Беллингемом для подстраховки, бразилец увидел, как к нему приближается вратарь «Валенсии» Георгий Мамардашвили, собираясь выполнить слова своего менеджера. На его лице появилась ухмылка. Прикрыв рот перчаткой, он наклонился к нему: «Хотите поставить на это? 50 евро?». Раздался смех, согласие, намек на рукопожатие, а затем Винисиус подбежал, пробил штрафной низко и не очень сильно, и, как сказал потом Мамардашвили: «Я выиграл». Ныряя за мячом, его левое колено остановило удар. Через две минуты — меньше времени, чем потребовалось для подтверждения пенальти — Муктар Дьяхаби, выпрыгнув выше всех, головой переправил мяч в сетку, и «Валенсия» вышла вперед, наступила тишина.

Корберан был прав: игра все-таки была. Перед визитом на «Бернабеу» менеджер «Валенсии» утверждал, что это их лига, но мало кто так думал. Super Deporte подвел итог: «Что, если…», — гласила обложка, позволяя ненадолго поверить, в то время как мелкий шрифт внутри требовал только чести, гордости и самоотдачи, а также избегать унижений. Хосе Луис Гайя, Луис Риоха и Димитри Фулькье получили дисквалификации за неделю до этого, и все были готовы к встречам с более прямыми конкурентами — «Эспаньолом», «Лас-Пальмасом», «Гетафе» и «Алавесом», а тренер признал, что с человеческими ресурсами придется поработать. И все же они вели на «Бернабеу».

Пять минут спустя Дьяхаби забил мяч в собственные ворота, но при этом был исключен офсайд у Мбаппе. Мбаппе пробил по воротам, попал в штангу, Мамардашвили совершил великолепный сэйв. Беллингем пробил мимо ворот. Мбаппе снова заставил Мамардашвили остановиться. А через четыре минуты после начала второго тайма Винисиус сравнял счет. Оставалось 40 минут — целая вечность с неизбежным финалом. Мбаппе проскользнул в штрафную, пропустив один мяч, а затем вывел на удар Феде Вальверде с шести ярдов. Каким-то образом левая рука Мамардашвили попала туда. Время шло, Антонио Рюдигер вышел вперед, и вот на 94.11 это случилось.

На этот раз на другом конце. Уго Дуро выпрыгнул вперед пяткой. Диего Лопес отправил мяч прямо на Рафу Мира, который выполнил идеальную передачу. Подлетев к мячу, Дуро пробил головой и с криком покатился по траве. Все на скамейке запасных «Валенсии» побежали к нему, кроме менеджера, который сделал пару шагов, затормозил и повернул назад, как непослушный школьник, надеющийся, что его не заметили. У Мамардашвили еще оставалось время, чтобы остановить Рюдигера на 96-й минуте, но «Валенсия» уже сделала это.

В то время как Вальверде бормотал что-то о маминой раковине, а Беллингем выводил на экран VAR, игроки «Валенсии» неистовствовали, а персонал гремел, как Зеведеев. «Нет слов, чтобы описать то, что мы испытали», — утверждал Лас Провинсиас. Передовица Super Deporte гласила: «Да, да, да». Валенсия не побеждала здесь с 2008 года, и даже это стало шоком, ностальгия пропитала все вокруг. «Словно открылся параллельный мир, в котором Уго Дуро выносил мяч, как будто он Давид Сильва. Пас Диего Лопеса на Рафу Мира был достоин самого Барахи. Одетый как Висенте Родригес, Мир передал мяч Дуро, реинкарнации Давида Вильи», — пишет El Mercantil Valenciano. По их словам, это было «чистое золото», «полный экстаз и поэтическая справедливость». Добро восторжествовало на «Бернабеу»».

Валенсия пережила пенальти, удаление и 20 ударов. Коэффициент xG составил 3,16 против 0,46, и они забили два из трех ударов по воротам — второй, спасенный Франом Гонсалесом, пришелся в лицо Дьяхаби. Но это была не просто случайность.

Они сопротивлялись, жертвовали всем, и когда «Мадрид» прорвался вперед, Корберан сказал, что «они нашли Жоржи». Месяц назад Мамардашвили, который подписал контракт с «Ливерпулем» прошлым летом, но остался на сезон, потому что время Алиссона Беккера еще не пришло, признался, что играл не очень хорошо, но здесь он был великолепен. Так и Дьяхаби, забивший через 399 дней после ужасной травмы колена, из-за которой он выбыл на год, завершает круг. Это невероятная история: я получил травму в игре с ними, а забить гол на «Бернабеу» — просто безумие», — сказал он. Две замены, смелые атакующие изменения, принесли им победу: Дуро и Мир объединили усилия. И не только они: односложные оценки каждого из «героев Корберана» сыпались как с киноафиши: «Легенда», «Лидер», «Гладиатор», «Колосс»…

«Чтобы победить здесь, нужны четыре вещи», — сказал Корберан, перечисляя их своим хрипловатым, почти шепчущим голосом: индивидуальность, концентрация, стойкость и решимость показать свои достоинства, почему ты в «Валенсии». «Нельзя отделить тактику от эмоций», — сказал он. «Можно выстроить структуру, но если ты не смел, если у тебя нет личности, это ничего не значит. Ничего тактического не получится. Если вы можете приехать сюда, где мы видели все эти героические возвращения, уступить и иметь душевные силы, чтобы встать и не утонуть, это так важно«. Так они и сделали, одержав победу, полную смысла, идеальный портрет возрождения «Валенсии», как последний шаг в их выздоровлении, вера в которую несокрушима. «Идеальная метаморфоза Корберана», — так назвал это один из заголовков. Лучше, чем у Грегора Самсы, это точно.

Корберан родился в Честе, в 20 милях от Валенсии, и пришел в клуб в качестве вратаря в возрасте 12 лет, его дедушка ежедневно брал его на тренировки, но из-за травмы он не доиграл. В «Вильярреале» он работал с Хуаном Карлосом Гарридо. До сих пор ему всего 41 год, он побывал на Кипре и в Греции, в «Лидсе» с Марсело Бьелсой, который однажды заявил, что ценит мнение Корберана больше, чем свое собственное. Он вывел «Хаддерсфилд» в финал плей-офф чемпионата. Дотошный, обремененный почти чрезмерным чувством ответственности, человек с докторской степенью по Хуанме Лильо, который утверждает, что нет слишком мелких деталей, когда он возглавил «Валенсию» в канун Рождества, она находилась на самом дне, в четырех очках от безопасного места. Его первая игра была против мадридского «Реала»: гол за пять минут до конца, Лука Модрич и Беллингем забили на 85-й и 95-й минутах. У них было 12 очков. Только одна команда когда-либо доходила до половины дистанции с таким количеством очков и при этом выживала.

С тех пор они проиграли лишь дважды: «Барселоне» и «Атлетико». Они выиграли пять из шести матчей на «Месталье» и проиграли только один из пяти на выезде. Они приехали на «Бернабеу» в четырех очках от вылета — с 12 очков в 17 матчах при Барахе до 22 в 12 при Корберане — и уехали, набрав еще три, в семи очках от вылета, третьими в стране в 2025 году. Но им еще не удавалось победить большую команду: они проиграли 2:1 «Мадриду», 3:0 «Атлетико» и 7:1 «Барселоне», а на выезде не выигрывали с апреля прошлого года. Теперь они сделали и то, и другое, отказавшись бояться, что бы перед ними ни стояло. Первые соперники Корберана были повержены, цикл завершен, победа одержана на «Сантьяго Бернабеу» 17 лет спустя.

«Это было упражнение на усилия, веру и индивидуальность. Это для болельщиков, которые так много страдали. Мы в долгу перед ними. Прошло много времени, и это больно. Мы хотели сделать их счастливыми», — сказал он, после чего отправился в раздевалку, чтобы дать игрокам выходной. Они заслужили это, отправившись домой счастливыми и на 50 евро богаче. А может, и нет. Винисиус не заплатил», — сказал Мамардашвили, когда «Валенсия» покидала «Сантьяго Бернабеу» с победой 17 лет спустя.

Комментарии

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии