Играйте на «Уэмбли». Забить на «Уэмбли». Забить еще раз. Снова вернуться на «Уэмбли». Да. Я уже говорил про «Уэмбли»? У Эберечи Эзе были довольно приличные последние пять дней его футбольной жизни, которые завершились выступлением на высшем уровне в ясный, шумный день на юго-западе Лондона, когда он стал очевидной точкой разницы между «Кристал Пэлас» и «Фулхэмом».
И не только в его численном вкладе в победу «Кристал Пэлас» со счетом 3:0: потрясающий гол в начале матча, захватывающая, контролируемая мощь, за которой последовала настоящая высококвалифицированная помощь. Но и в плане стиля, и в плане системы «Пэлас», которая, когда все ее части функционируют подобным образом, становится очень сильной.
Фулхэм» владел мячом, но не имел шансов. У «Пэлас» была компактная оборона и быстрые переходы. А лучше всего — Изя, который был самым ярким представителем команды на поле. Второй гол на 38-й минуте перечеркнул игру. Это была идеальная миниатюра: Эзе принял мяч далеко у левой боковой линии, ворвался внутрь, а затем сделал крошечную вспышку на острие бритвы, когда Сандер Берге преградил ему путь к воротам.
Не было никаких шагов или финтов, просто переключение ног, Эзе передает мяч самому себе, с одной ноги на другую, создает пространство и выполняет передачу в два касания, с достаточным обманом — вы думали, я правша? Вот моя левая — и ничего не пропало даром, даже мяч оказался как раз на месте, чтобы Исмаила Сарр отправил его в угол ворот.
Это была 10-я передача Эзе в сезоне, а также шесть голов за клуб. Последний из них был забит четырьмя минутами ранее с того же поля. На этот раз он был более эффектным: Эзе скользнул внутрь, затем снова скользнул внутрь, как танцор, попавший в цель, а затем нанес захватывающий сильный и плоский удар, и мяч, вылетев из-за линии дальней стойки, внезапно оказался в сетке.
Эти два мастерства решили исход игры. Лучше всего то, что они были взяты из воздуха, совершенно не похожие на 86 минут шума с обеих сторон. Эзе часто называют «клетчатым» или «уличным» игроком, подразумевая, что его навыки самодельны, диковаты, неортодоксальны.
В первые дни в «Пэлас», когда Рэй Левингтон выходил к боковой линии в одних трусах, чтобы прикрикнуть на Эзе и убедиться, что он бежит и прикрывает, он действительно выглядел немного сыроватым. Хотя, честно говоря, трудно сказать, насколько это было связано с тем, что человек в шортах постоянно кричал на него.
Здесь же он выглядел полностью контролирующим себя, физически более сильным и просто кошмаром, против которого можно играть, обстреливая с двух сторон с поразительной боковой пружиной, с 360-градусным сканированием, даже когда он проносится мимо вас. Это элитный уровень мастерства. Конечно, настоящий шаг вперед — применять его в каждой игре, быть неутомимым, как это делал Изя.
Это было прекрасное событие в английском футболе. Крейвен Коттедж, который всегда напоминает лодочную прогулку или пикник, перед началом игры был омыт прохладным весенним солнцем. По периметру поля горели языки пламени, а в воздухе витало предвкушение раннего матча. В конце «Паласа» даже принесли свои красно-синие воздушные шары — приятный штрих для празднования дня рождения.
Для обеих команд, обоих клубов и обоих менеджеров это был день флага, без слишком крутой для школы ротации команд, без тарелок, вращающихся на более великих сценах в других местах. Возможно, у «Фулхэма» на уме Европа. Но для всех присутствующих в этот момент это было практически все, самостоятельный театральный момент.
В течение получаса это была грязная адреналиновая игра, все летящие столкновения, выпады, кубковые вещи. Именно этого требует Кубок. Найти способ победить. Встряхнуть день за лацканы. Но даже здесь разница между двумя командами была очевидна. Фулхэм» был энергичным, но тупым, жужжащим на поверхности игры, как муха на оконном стекле. В течение длительных периодов их версия срочности заключалась в терпеливой игре, передаче мяча чуть быстрее.
Были моменты легкого расстройства, а также обнадеживающий вид вернувшегося на поле Жана-Филиппа Матеты, хотя и в защитном приспособлении, которое перед матчем назвали шлемом. На самом деле это было нечто более скромное: небольшая головная гарнитура, чулок с низкой плотностью и специальными накладками на уши.
Матета играл с энергией и вел отрывы «Пэлас» в том же стиле, что и все остальные, немного размашистый и рыхлый, но всегда быстрее, чем можно предположить. Адам Уортон провел необычный день. Он был боевым и неугомонным, временами просто заставляя игру казаться легкой благодаря скорости и точности паса, и при этом выглядел так, будто на самом деле играет, держа руки в карманах. Но Уортону также повезло, что он не получил вторую желтую карточку после незначительного, безобидного, но все же запрещенного удара, который судья пропустил.
К концу игры «Пэлас» чувствовал себя комфортно. После этого, пока журналисты задавали вопросы об Эзе, пока Оливер Гласнер отвечал на вопросы об Эзе, за пределами пресс-центра было слышно, как толпа детей одновременно скандирует имя Эзе. Здесь было только одно выдающееся присутствие, умело использованное в этой жестко работающей системе. В такой форме «Пэлас» будет противостоять любой команде, оказавшейся на их пути. И Эзе действительно нравится «Уэмбли».

