В это время года владельцы сезонных абонементов получают от своего любимого клуба письмо, в котором говорится о том, сколько будет стоить их очередное участие в турнире. Зачастую письмо приходит без предупреждения о повышении стоимости. Это письмо приберегается для более низкого уровня после объяснения финансовых проблем и того, как владелец хочет инвестировать, чтобы добиться успеха. Как правило, в нем говорится, что это было «трудное, но необходимое решение» взимать плату за лояльность. Для многих болельщиков это становится все труднее и труднее проглотить.

В Премьер-лиге, на фоне увеличения телевизионных и призовых денег, выбивание дополнительных денег с тех, кто почти обязан ходить на матчи, кажется излишним. Владельцы и директора, которые так поступают, прекрасно понимают, что болельщики в целом будут возвращаться. Футбол является неотъемлемой частью жизни многих людей, и они не могут представить себе, что не смогут приехать на стадион, который они считают вторым домом, и готовы урезать расходы в других местах, чтобы доказать свою приверженность.

Одиннадцать клубов Премьер-лиги объявили свои цены на следующий сезон. Пять из них заморозили цены (Ливерпуль, Вест Хэм, Тоттенхэм, Лестер и Брентфорд), а шесть — повысили. В среднем на 5% выросли цены в «Ньюкасле», «Брайтоне» и «Манчестер Юнайтед», а в «Ноттингем Форест» — на 8,5%. Цены на билеты «Арсенала» выросли на 3 или 5 % в зависимости от расположения места. Эвертон» повышает цены — но на новом стадионе. Годовой уровень инфляции в Великобритании в январе составил 3 %.

Раньше владельцы сезонных абонементов считались источником жизненной силы для клубов всех пирамид: доходы от продления весной позволяли командам планировать летнее пополнение состава. Но в Премьер-лиге деньги, полученные от телевизионных сделок, изменили картину: теперь значительное внимание уделяется продаже билетов на отдельные матчи по более высоким ценам, а некоторые клубы не выставляют на продажу отмененные сезонные абонементы.

Правила Премьер-лиги гласят, что клубы должны иметь льготные билеты, но категория не определена, и некоторые клубы маневрируют, предлагая их только в определенных частях поля, чтобы обеспечить продажу премиальных мест по самой высокой цене. Пересмотр условий помог бы молодым болельщикам, а игре необходимо, чтобы новое поколение имело доступ к матчам.

Есть факторы, на которые клубы могут не обращать внимания, потому что они находятся вне их контроля, но растущие цены на транспорт, еду и напитки делают день на футболе более дорогим, чем когда-либо до выхода на поле.

Клубы умело эксплуатируют лояльность и создают впечатление, что не понимают культуру болельщиков, оплачивая световые и пиротехнические шоу, в то время как большинство людей, посещающих матчи, хотят лишь получить доступный футбол. Ассоциация футбольных болельщиков (FSA) проводит долгосрочную кампанию «Хватит эксплуатировать лояльность», цель которой — объединить фанатов и дать им более весомый коллективный голос.

«Несмотря на то, что некоторые клубы ведут действительно хороший диалог с представителями болельщиков — организациями болельщиков или консультативными советами болельщиков, — у нас есть некоторые опасения, что клубы не предоставляют ключевую информацию в достаточные сроки, чтобы обеспечить надлежащую обратную связь и диалог», — говорит представитель FSA. «Болельщики всей лиги считают, что происходит отход от традиционной культуры английских фанатов, и опасаются, что клубы используют программы, основанные на деньгах, которые в конечном итоге повлияют на поддержку клуба».

В следующем сезоне на «Олд Траффорд» произойдут изменения: некоторые давние посетители матчей будут перемещены, чтобы их места можно было перепрофилировать в гостеприимные места, которые будут стоить гораздо дороже. В «Юнайтед» открыто заявили об этом: «Некоторые билеты общего доступа, расположенные непосредственно рядом с домашней и гостевой трибунами, будут преобразованы в места для гостей, что отражает высокую ценность этого уникального места». Это не первый клуб, который монетизирует места в этой зоне стадиона. На стадионе «Этихад» есть «Туннельный клуб», а «Челси» продает места в аналогичном месте за 12 500 фунтов стерлингов на некоторые матчи.

Возможно, многим трудно смириться со все более корпоративным характером, но большинство болельщиков понимают, как развивается Премьер-лига. Возможно, для некоторых зрителей цены на билеты должны были бы снизиться, но это не так.

Когда строится новый стадион, он представляет собой чистый холст, и в ближайшие годы есть возможность изменить традиционные планы и продавать сезонные абонементы, примерно на две трети вместимости, дешево в определенных блоках, а премиальные места сделать более дорогими. Подобные предложения звучат на совещаниях в клубах, планирующих строительство нового стадиона, но для того, чтобы отойти от статус-кво, нужны смелые решения.

Концентрация разовых посетителей в определенных зонах может принести клубам дополнительную финансовую выгоду. Например, для таких болельщиков, чьи желания, как правило, отличаются от тех, кто посещает каждый матч, можно предложить различные товары или блюда на стадионе.

Клубы должны быть осторожны. Футбольные впечатления — это не только действия на поле, но и то, что происходит на трибунах. Болельщики, которые приходят на одиночные матчи, хотят получить незабываемые впечатления, и частью этого является живая атмосфера. Зачастую именно завсегдатаи создают шум, но если их вытеснить, то на стадионах может воцариться тишина, а это повредит продукту для любителей однодневных поездок и телезрителей.

«Клубы получают огромную выгоду от огромных трансляций и спонсорских сделок, доход от которых намного превышает доход от продажи билетов», — говорят в FSA. «Небольшое повышение цен то тут, то там сказывается на болельщиках гораздо сильнее, чем на клубе». Планы по захвату денежных средств только повредят атмосфере и той основной местной поддержке, на которой построена Премьер-лига. Как болельщики, мы также любим быть лучшими в мире. Мы помогли ее построить — важно, чтобы этим не пользовались».