Австралия 1980-90-х годов,основаннаяна размытых детских воспоминаниях, которые вряд ли можно приравнять к социологии, была местом, одержимым знаменитостями. Небольшое население на дальнем конце света, пропасть, не преодолимая дешевыми перелетами и вечным Интернетом: когда знаменитости приезжали в гости, это было огромным событием.
Когда австралийцы принимали участие в крупных событиях за границей — еще больше. Бывали годы, когда одно появление Николь Кидман на церемонии вручения «Оскара» воспринималось как событие национального масштаба. Так что это чертовски интересная история о том, что один из величайших футболистов мира тренировал местную футбольную команду в 1991 году, и почти никто этого не заметил.
Большинство австралийцев до сих пор не знают о футболе ничего более, чем вскользь. Разве Диего Марадона не любил получать передачи? Почему Лионель Месси закончил чемпионат мира, одетый в плащ? Но те, кто знает игру, знают Ференца Пушкаша.
Гол года по версии Fifa носит его имя — справедливо для парня, который забил их почти столько же, сколько провел матчей в высшей лиге. Он возглавлял венгров 1950-х годов, единственным поражением которых за семь лет стал травмированный финал Кубка мира, видел, как его нацию сокрушили Советы, а затем провел свои 30 лет, собирая трофеи за мадридский «Реал».
Это тот самый парень, который в 1989 году живет в квартире из досок, сколоченной за магазином садовых принадлежностей в Эшбертоне, едет на ружье по недавно проложенной Юго-Восточной артерии в сторону Данденонга, чтобы проводить тренерские занятия для детей в загоне в Паркморе. Это действительно суперзвезда в пригороде.
Таков неотразимый крючок для Тони Уилсона, Кэмерона Финка и Роба Хита, который привел к ограниченному выпуску документального фильма, создававшегося 13 лет: Ange & The Boss. Босс — это Пушкаш, которого привлекла в Мельбурн венгерская община, а затем он был нанят тренером команды South Melbourne Hellas в Национальной футбольной лиге.
Пушкаш плохо говорит по-английски, но зато владеет греческим, поскольку в свое время тренировал «Панатинаикос», выходивший в финал Кубка европейских чемпионов. В этой истории появляется Анже Постекоглу: переводчик, шофер, надсмотрщик, долговязый защитник и капитан клуба. С тех пор Постекоглу стал самым успешным австралийским тренером, а сейчас руководит «Тоттенхэмом» в английской Премьер-лиге.
Для этих молодых футболистов «Элласа» было откровением оказаться в руках легенды, а тем более открыть для себя его проповедь простого удовольствия. Имеющий большой лишний вес, огромный аппетит, не терпящий дождя и слишком долгих тренировок, Пушкаш привносит уверенность в спокойствие, изредка прибегая к тактическим уловкам. Благодаря удивительно редким архивным находкам фильм оживляет его, демонстрируя кадры тускло освещенных венгерских клубов и греческих ресторанов того времени или пригородных матчей, в которых он соглашался играть в свои 60 лет — возраст и телосложение почти не мешали ловкости и силе его левой ноги.
Так что это фильм о контрастах: поездках на работу на старом Datsun, настолько побитом, что Анж и Босс проводят жаркие месяцы, крутя туда-сюда единственный оставшийся стеклоподъемник. Но это и о Постекоглу, влияние Пушкаша на его собственную тренерскую философию становится все более очевидным с каждой минутой. Это история о мигрантах, о том, как послевоенные европейцы создавали общину, как футбольные клубы становились спасательным кругом. Постеколгу описывает это как два места поклонения.
«Утром была церковь, и многие представители греческой общины находили там свое утешение», — говорит он. «А днем был Миддл-Парк, Южный Мельбурн Хеллас. Особенно мой отец, когда в воскресенье днем он проходил через ворота, чувствовал запах сувлаки и язык — все говорили по-гречески — мой отец просто становился другим человеком».
В этой истории есть и эмоциональный, и культурный смысл. В ней есть спортивный адреналин: изголодавшийся по успеху клуб забивает голы на пути к финалу, NSL набирает обороты даже тогда, когда англо-австралийцы все еще смотрят на нее с насмешкой или подозрением. Но в подавляющем большинстве случаев это восторг.
Игрокам «Эллас» не терпится поделиться своими историями о Пушкаше; Пол Тримболи, в частности, весь фильм сияет. Многочасовая запись Постекоглу состоялась через два дня после того, как он подал в отставку с поста тренера сборной Австралии, но он настоял на том, чтобы сохранить свое назначение. Их любовь и уважение к своему руководителю ощутимы.
Привлеченные этой энергией, создатели фильма с самого начала приступили к съемке интервью, и это стремление дорого обошлось им в условиях, когда финансирование доступно для предложений, но не для существующих проектов. Огромные затраты на лицензирование отснятого материала не позволили «Анже и Боссу» получить партнера по стримингу или полноценный кинотеатральный релиз. Так что это небольшой триумф, который после долгих усилий позволит провести две недели показов в восьми кинотеатрах Мельбурна в течение марта, а также в Сиднее, Брисбене, Аделаиде, Канберре, Перте, Джилонге и Милдуре.
Это история о сердце, построенном вокруг человека, у которого было много такого же.
-
Фильм«Анж и босс» выйдет в прокат в Мельбурне 13 марта и будет показан в большинстве австралийских городов.
Комментарии