УэйнРуни украл шоу в победе «Манчестер Юнайтед» со счетом 2:0. Визит чемпионов Премьер-лиги в Абердин летом 2008 года стал тем самым карнавальным событием, которое всегда гарантировалось после судьбоносного переезда Алекса Фергюсона с «Питтодри» на «Олд Траффорд». Этот конкретный товарищеский матч должен был ознаменовать 25-ю годовщину того, как Фергюсон привел «Абердин» к славе обладателя Кубка кубков. Дружеский матч был… до тех пор, пока не появились послематчевые журналисты.
Фрэнк Гилфезер, известный на северо-востоке, спросил Фергюсона о потенциальном влиянии недавно объявленного ухода Карлоса Кейроша из «Юнайтед» на пост главного тренера сборной Португалии. Фергюсон, до сих пор не знавший о присутствии Гилфезера в комнате, бросил на него такой мстительный взгляд, что четыре всадника апокалипсиса показались ему мультяшными персонажами. После трехсекундной паузы, которая показалась нам тремя месяцами, Фергюсон ответил на вопрос в безупречно четких выражениях. Когда пресс-конференция завершилась, группа из нас бросилась к Гилфезеру, отчаянно желая узнать, на чем основана столь необычная реакция Фергюсона. Гилфезер вел репортажи на протяжении всей карьеры Фергюсона в «Абердине» и, как считалось, был в хороших отношениях с иконой менеджмента.
«Майкл Крик», — последовал ответ. «Я говорил с Майклом Криком для его книги». Действительно, Гилфезер говорил. Просто Фергюсон не встречался с ним в течение шести лет, прошедших с момента выхода книги Крика «Босс» до того июльского дня. Гилфезер рассказал Крику о том, что в начале 1980-х годов добиться от Фергюсона звукового фрагмента для Грампианского телевидения было не так-то просто.
В книге Гилфезер пишет: «Первое, что он всегда спрашивал, было: «Сколько?». И я говорил: «Слушай, Алекс, это всего на пару минут». А он отвечал: «Да, но сколько я получу? Я получаю 35 фунтов от STV, когда делаю что-то для Scotsport, так сколько от вас, ребята?».
В ходе последнего общения Фергюсона с директорами «Юнайтед» лишил его более чем 2 млн фунтов стерлингов в год после того, как клуб объявил о прекращении его посольских обязанностей. «Такое отсутствие уважения», — кричал Эрик Кантона. «Это просто скандал». О том, что этот якобы оригинально мыслящий француз знает толк в прибыльных послефутбольных занятиях, свидетельствует его неизбежное присутствие в рекламе букмекерских контор, когда вы садитесь наслаждаться Супервоскресеньем.
«Сэр Алекс Фергюсон должен иметь возможность делать в клубе все, что захочет, до самой смерти», — сказал Кантона. Фергюсон, конечно, может — просто ему не будут платить за эту привилегию кругленькую сумму в семь цифр. Вскоре выступил Рио Фердинанд. «Никто не в безопасности», — предостерег бывший защитник «Юнайтед», игнорируя тот факт, что дамоклов меч не опустился на партию игроков, плавающих в нижней половине лиги, или менеджера, который находится всего в одной игре от кризиса.
Те, кто определенно не «в безопасности» от жесткой экономии, вдохновленной Джимом Рэтклиффом, — это 250 сотрудников «Юнайтед», которых сократили, поскольку клуб пытается вернуть 10 миллионов фунтов стерлингов в год. Средняя экономия составляет 40 000 фунтов стерлингов на человека. В ходе 15-минутного совещания сотрудникам рассказали о характере затягивания поясов. В этот момент удивительно, что Фергюсон не бросился к Рэтклиффу (если бы он это сделал, мы бы наверняка об этом узнали) и не предложил отказаться от его стипендии, которая выплачивалась с 2013 года.
Должно было стать ясно, что платить легенде менеджмента около 200 000 фунтов стерлингов в месяц за то, что он радует глаз и распространяет добрые вести обо всем «Юнайтед», совершенно излишне. Это относится как к Фергюсону, так и к самим «Юнайтед», которые, несомненно, опасались негативных заголовков от таких, как Кантона, если бы они разорвали связи с человеком, который произвел революцию в их судьбе на поле. Как бы молодой Фергюсон, ярый профсоюзный активист, отнесся к сценарию, при котором 2 миллиона фунтов стерлингов достаются человеку, который по сути является пенсионером, поскольку люди с низкими доходами считаются бесполезными? В декабре Фергюсону исполнится 83 года; правомерно спросить, думал ли он, что сможет просто вечно получать зарплату «Юнайтед», или же у этого набожного социалиста произошло некое политическое пробуждение? В защиту Фергюсона можно сказать, что он не стал суетиться по поводу окончания своих оплачиваемых посольских обязанностей.
В недавней беседе с Элли Маккойстом Фергюсон утверждал, что его больше не беспокоит тактика и связанные с ней детали, когда он посещает матчи. Хотя это и правда, но образы его разговоров с руководителями, когда «Юнайтед» сжигает тренеров после его ухода с поста, вызывают у некоторых неприятные чувства. Фергюсон все еще отвечает на звонки тех, кто работает в других клубах, чтобы защитить менеджера, на которого оказывается давление. С одной стороны, это мило, с другой — показатель того, что кто-то не может отпустить его.
Деньги были неотъемлемой частью гораздо более громкого спора — между Фергюсоном и коллегами-владельцами Rock of Gibraltar. Разрушения, вызванные этим, облегчили семье Глейзеров путь на «Олд Траффорд». Попытка Фергюсона получить половину прав на содержание лошади привела к тому, что он стал жертвой памятной полемики со стороны одного шотландского обозревателя, который когда-то был его хорошим другом.
Нет ничего плохого в том, что человек в положении Фергюсона подчеркивает собственную значимость. Такой подход не повредил ему во время его карьеры, о чем свидетельствует обилие трофеев, добытых в «Абердине» и «Юнайтед». Его наследие как одного из величайших британских менеджеров прочно сохранилось. Лучшие игроки Премьер-лиги не встали бы с постели за 2 миллиона фунтов стерлингов в год. Просто оптика этой ситуации, которая стала известна только потому, что «Юнайтед» решили, что это финансовое излишество, без которого они могут обойтись, далеко не так умна.
На «Олд Траффорд» настали времена посредственности. Смогут ли Рэтклифф и его друзья сломать эту форму, еще предстоит увидеть. Отстранение Фергюсона от официальной роли не является бессердечным и даже вряд ли окажет влияние на ситуацию за пределами баланса. Просто неудовлетворительно, что Фергюсон, явно заботящийся о репутации, не пришел к этому выводу сам некоторое время назад.
-
Есть ли у вас свое мнение по вопросам, затронутым в этой статье? Если вы хотите отправить ответ объемом до 300 слов по электронной почте, чтобы он был рассмотрен для публикации в нашем разделе писем, пожалуйста, нажмите здесь.