Воткак выразился один из руководителей клуба Лиги 1: «Без ПСЖ нам не выжить. Но и с ними нам не жить». Мало кто из его коллег из других французских клубов с этим не согласится. Для «ПСЖ» читайте «Катар».

С одной стороны, «Пари Сен-Жермен» преобразился благодаря сотням миллионов, потраченных на приобретение звездных игроков после того, как Qatar Sports Investments (QSI) спасла клуб от банкротства в 2011 году, и стал доминировать во французском футболе настолько, что из 33 главных трофеев, разыгрываемых с сезона 2012-13, только 10 ускользнули от парижского джаггернаута.

С другой стороны, многие — большинство — клубов, которые «ПСЖ» разгромил на пути к почти гегемонии у себя дома, столкнулись бы с непреодолимыми финансовыми проблемами, если бы катарская сеть beIN Sports, председатель которой Нассер аль-Хелаифи также руководит «ПСЖ», QSI и Европейской ассоциацией клубов ECA, не была готова платить за права на трансляцию Лиги 1 на внутреннем рынке по ценам выше рыночных.

До сих пор, то есть до тех пор, пока нечто похожее на восстание не пошатнуло непростой статус-кво, порожденный необходимостью, корыстью и, как выразился тот же руководитель, «трусостью». Два крупнейших французских клуба, «Лион» и «Марсель», возглавили восстание против того, что, по их словам, равносильно капитуляции перед всемогущими катарцами; так, по крайней мере, утверждают французские СМИ. Лига пока отказалась от комментариев по этому поводу.

Поводом для волнений стало решение Французской лиги (LFP) принять платеж в размере 16,4 млн евро (13,7 млн фунтов стерлингов) от Управления по туризму Катара, который должен быть поровну распределен между 18 клубами лиги в обмен на рекламу бренда Visit Qatar.

Это должно стать подсластителем в дополнение к покупке катарской компанией beIN Sports некоторых прав на телетрансляции по сниженной цене. Лион и Марсель заявили, что не будут играть в мяч. Лион, принадлежащий американскому инвестору Джону Текстору, который также владеет долями в Ботафого, Моленбеке и Кристал Пэлас, разгневался на «некомпетентность» LFP и заявил, что считает партнерство LFP и Visit Qatar «нарушением прав [Лиона]» и поэтому оно «не имеет юридической силы».

Марсель последовал его примеру, дав понять, что ни при каких обстоятельствах не позволит Катару запятнать свою футболку. Учитывая ядовитое соперничество клуба с ПСЖ, этого следовало ожидать.

Когда предложение о спонсорстве только появилось, никого, похоже, не интересовало, что оно означает для каждого из клубов. Все они проголосовали «за». Выручка была скромной — €730 000 (£608 000) на клуб в L1, €170 000 (£142 000) в L2 — но все равно желанной, учитывая катастрофическое падение внутренних телевизионных прав, в результате которого LFP не дотянула до оптимистичной оценки этих прав в €1 млрд за сезон на цикл 2024-29 годов.

Здесь необходим некоторый контекст. Сначала LFP сожгла мосты с авторитетным вещателем L1 — Canal+, а затем и сама сгорела в результате краха сделки, заключенной с испанской компанией Mediapro в 2018 году. В итоге LFP пришлось принять гораздо более скромное предложение от Amazon Prime и beIN. Но даже эта уступка была лучше, чем то, на что отчаявшейся LFP пришлось согласиться прошлым летом, когда никто из ожидаемых претендентов не сделал ни шагу, и внутренние права были проданы менее чем за половину ожидаемого.

Canal+, который решил отказаться от L1, теперь платит больше — полмиллиарда евро — за права на клубные соревнования Уефа, чем L1 зарабатывает на продаже всех своих внутренних прав, что один из специалистов по телевизионным правам назвал «безумием».

Учитывая, что клубы Лиги 1 получают не менее половины своих доходов — 70% которых идет на зарплату игрокам, — то, с чем столкнулось большинство из них сейчас, — это не очередная кочка на дороге, а угроза существованию.

Это объясняет, почему те, кто находится в наибольшей опасности, те, кто «составляет цифры», как выразился другой руководитель L1, до сих пор воздерживались от участия в протестах. Им нужны деньги Катара. «LFP управляется большими парнями и для них, теми, кто получает деньги от участия в еврокубках, а не для нас», — сказал председатель совета директоров клуба L1, пожелавший остаться неизвестным.

«Баланс нарушен. То, что говорят «Лион» и «Марсель» о сделке с «Визитом Катара», — чушь. Никогда не было никакого плана по размещению их имен на наших футболках. Каждый клуб сам определяет, что он может предложить Visit Qatar в обмен на свои деньги, но нанесение названий никогда не было частью обсуждения».

Почему же тогда «Лион» и «Марсель» подняли такую шумиху? Одно из объяснений заключается в том, что некоторые крупные клубы, которые в частном порядке поддерживают позицию бунтарей, недовольны тем, что деньги от Управления по туризму Катара будут делиться поровну, в то время как сделка на 1,5 млрд евро, заключенная между LFP и американским фондом прямых инвестиций CVC Partners в 2022 году, была в значительной степени перевешена в пользу ПСЖ и клубов с лучшим коэффициентом рейтинга УЕФА.

В случае с «Марселем» все иначе: сама идея продвижения чего-либо, связанного с Катаром, приводит в смятение даже умеренных болельщиков. Придется искать решение, поскольку этот бунт побудил beIN Sports задержать выплату 80 миллионов евро, которые он задолжал LFP. В этом, пожалуй, и заключается урок этого кризиса. В конце концов, во французском футболе карты по-прежнему в руках Катара.