Бытьтренером футбольной команды Socceroos — значит существовать в мире огромного масштаба. Это принять вызов тренера игроков, которые прибывают в лагерь всего через несколько дней после первого матча международного окна после серии тяжелых дальних перелетов. Нужно преодолеть трудности, связанные с пересечением крупнейшей конфедерации мирового футбола, чтобы сыграть еще один матч в последующие дни. Во вторник Австралия встретится с 62 000 японских болельщиков на стадионе «Сайтама» в отборочном матче чемпионата мира, которые будут бесконечно реветь «Вамос Ниппон» с самого начала и до финального свистка. Но для нового тренера Socceroos Тони Поповича противостояние этим гигантским вызовам начинается не с больших, а с маленьких мыслей.

В воскресенье его игроки провели первую тренировку в Японии в тени стадиона «Сайтама» на одном из тренировочных полей, которыми усеяны его окрестности, и у них созрел план. При Грэме Арнольде, который покинул пост тренера футболистов в прошлом месяце, первые минуты тренировки обычно проходили в атмосфере краткости: игроки проводили упражнения, которые заканчивались забегами, а босс время от времени вставлял шутки и подшучивал над ними. Здесь же все было более по-деловому, более нарочито методично. Конечно, ни один из этих подходов не лучше другого; более расслабленный подход Арнольда в стиле «семьи футболистов» помог Австралии провести свой самый успешный чемпионат мира среди мужчин в 2022 году. Но этот сравнительно небольшой контраст дает представление о смене приоритетов, которая произошла с приходом Поповича.

Проведя начальную разминку, игроки приступили к простым упражнениям с передачей мяча — единственной работе с мячом, за которой было разрешено наблюдать представителям СМИ, прежде чем началась более детальная подготовка «синих самураев», и нежелательных зрителей попросили удалиться. Со стороны все это выглядело довольно непримечательно — что-то вроде разгона паутины и ознакомления игроков с мячом перед началом настоящей работы. Но для одержимого деталями Поповича, который за свою 19-летнюю карьеру сыграл за сборную 58 раз, это была еще одна возможность привить новой группе игроков важнейшие принципы движения и владения мячом всего лишь на 23-й день работы.

«Каждый игрок воспринимает информацию по-своему, поэтому он не хотел перегружать его», — говорит 74-летний ветеран Азиз Бехич. «Но на тренировках, даже когда мы делаем упражнения на пас, вы можете подумать, что это просто упражнения на пас, но на самом деле они ведут к тому, как мы хотим играть и на каких позициях нам нужны игроки. Есть такие маленькие тонкости. Когда мы сегодня анализировали[победу над Китаем (3:1) на прошлой неделе], то увидели, что наши пасовые упражнения были применены на поле, даже не осознавая этого».

С тех пор как десять лет назад Попович впервые пересел за штурвал, он делает упор на моменты, тонкие грани, мелкие детали и возможности, какими бы банальными они ни были, стать лучше. Как тренер, он ожидал от игроков уровня профессионализма и приверженности делу — как на поле, так и за его пределами, — который отражал его собственный.

Игрокам даются инструменты и рамки, чтобы соответствовать этим ожиданиям, но их не держат за руки: они либо выполняют работу, либо нет. Попович знает, в какую сторону повернутся игроки, когда придет время измерять количество жира в организме и начнутся изнурительные дни на тренировочной дорожке. За время работы в А-Лиге Попович стал известен высокой текучестью кадров в своих командах: игроки, не соответствующие его стандартам, так же быстро уходили, как и приходили. Однако те, кто им соответствовал, заслуживали его доверие и получали в ответ яростную преданность.

«Элита — это то, что ты ешь, как ты спишь, как ты восстанавливаешься, как ты выступаешь, как ты тренируешься», — говорит Аждин Хрустик. «Каждая деталь, о которой вы можете подумать в футболе, для него [должна быть] элитной. Вот почему я считаю его особенным, ведь он доводит нас до предела».

Как именно это будет проявляться в Socceroos, учитывая различия, присущие клубному и международному менеджменту, станет ясно только со временем. Теперь Поповичу придется обходиться одной-двумя неделями общения со своими игроками во время международных перерывов, а не день за днем в течение сезона лиги.

После победы в Аделаиде в прошлый четверг 51-летний специалист проповедовал, что национальная команда должна быть более сложной средой для игроков, чем те, с которыми они сталкиваются в своих клубах. Он признает, что для тех, кто приходит в сборную, это тяжелая работа, и если они хотят вернуться, им нужно поддерживать элитный уровень за пределами международной службы. Действительно, если и есть какая-то тема, которая проходит через всю команду Socceroos с момента прихода Поповича, то это требование быть элитными каждый день, а не только в зелено-золотой форме.

«Этот 1% может стать разницей между победой в игре, поражением в игре, вторым или третьим местом, поездкой на чемпионат мира», — говорит защитник Джейсон Гериа. «Если ты можешь получить эту последнюю капельку, чтобы сделать себя лучше. Почему бы и нет?»