КогдаАвстралия в последний раз добилась успеха в матче с Японией, в холодную ночь на стадионе MCG в далеком 2009 году, австралийские болельщики развернули баннер с надписью: «Ниппон: Навсегда в нашей тени». Это было в то время, когда героические действия Тима Кэхилла в Кайзерслаутерне, где Австралия обыграла Японию со счетом 3:1 на чемпионате мира 2006 года, были еще свежи в памяти. Этот баннер еще долгие годы не давал покоя японским болельщикам.
Кэхилл, как и в Германии, в тот вечер снова стал криптонитом Японии, забив оба гола Австралии на глазах у более чем 74 000 болельщиков. Однако за полтора десятилетия после этого пути двух стран разошлись в совершенно разных направлениях. Тень, как и прежде, теперь отбрасывается в другую сторону. С момента той встречи на MCG в протоколе значится шесть побед Японии, три ничьи и ноль побед Австралии.
«В 2006 году, думаю, будет справедливо сказать, что у Японии был комплекс неполноценности, когда речь шла об игре против команд, в составе которых были «знаменитые» игроки из Премьер-лиги, и это сохранялось в отношении Австралии вплоть до финала Кубка Азии в 2011 году», — говорит Шон Кэрролл, автор книги «Между строк: Навигация в мире японского футбола», — объясняет Шон Кэрролл.
Эта победа, несомненно, стала переломным моментом и придала Японии уверенности в последующих матчах с «соккеруз», а в нескольких последующих встречах они несколько раз играли вничью с Австралией. В последние годы ситуация все больше меняется в пользу Японии. Теперь они не только превосходят соперников, но и сами знают об этом».
В другой вселенной Пит Кламовски мог бы быть тренером сборной Австралии по футболу в важнейшем отборочном матче Кубка мира против Японии во вторник вечером на стадионе «Сайтама». Босс футбольного клуба «Токио» был одним из немногих кандидатов на этот пост после ухода Грэма Арнольда, но в итоге бразды правления получил Тони Попович.
45-летний специалист, бывший многолетний помощник Анже Постекоглу в «Мельбурн Виктори», «Соккеруз» и «Йокогама Ф.Маринос», работает в Японии с 2018 года и связывает свой успех с долгосрочным планированием.
«У них 60 профессиональных клубов со всеми необходимыми ресурсами для того, чтобы игрок достиг своего максимума, с финансированием и условиями, и они придерживаются плана. Это заслуга JFA, и я думаю, что это причина, по которой у них все получается лучше, чем в большинстве стран Азии».
Фундаментом современного успеха Японии с глубиной талантов, которой завидует весь континент, является внутренняя Джей-лига, основанная в 1993 году и насчитывающая 60 команд в трех дивизионах, связанных между собой повышением и понижением в классе. В А-Лиге, для сравнения, до сих пор всего 13 команд, и на горизонте не видно перспектив создания второго дивизиона.
«Они всегда смотрели на вещи со средне- и долгосрочной точки зрения, а не просто надеялись на немедленную прибыль», — говорит Кэрролл. Благодаря этому рост происходил постепенно, с течением времени».
«Конечно, в Джей-лиге были периоды, когда в нее приезжали знаменитые и увядающие иностранные звезды за большие деньги, но при этом всегда уделялось внимание выращиванию отечественных талантов — в средней школе, университете или молодежной Джей-лиге, а также квотам на иностранцев, чтобы местные игроки получали возможность развиваться, попадая в топ-команду».
«Лига расширялась понемногу на протяжении многих лет, создавая и обеспечивая спрос, а также гарантируя, что требования для членства в ней по большей части достижимы, поскольку клубы делают первые шаги в J2, а теперь и в J3, из полупрофессиональных или любительских лиг».
Такая взаимосвязанная структура, вплоть до региональных регионов, — это то, что Ккламовски хотел бы видеть в Австралии.
«Я думаю, есть что взять из этого, чтобы помочь нашим лигам — А-Лиге, (второму дивизиону), если он когда-нибудь начнется, как штаты могут соединиться (с ним) и иметь систему повышения и понижения в наших собственных лигах в один прекрасный день. Чем сильнее лиги, тем больше игроков мы сможем экспортировать. Тогда в один прекрасный день мы все сможем мечтать о победе на Кубке мира».
Бывший генеральный секретарь Японской футбольной ассоциации Сабуро Кавабучи, которому приписывают роль мозгового центра J. League, описал лигу как: «…социальная революция, отличная от того, чтобы просто сделать Японию хорошей в футболе».
«Японцы не сталкивались с подобными спортивными клубами, основанными на сообществах, потому что люди не знали о них. Высшее руководство правительства и промышленности бывало за границей и знало о том, как хороши спортивные клубы, но им не приходило в голову создавать их в Японии.
«Они думали, что заграница — это заграница, а Япония — это Япония, они разные».
Помните слоган «Футбол, но не такой, каким вы его знаете«? А-лига стала революцией в австралийском футболе. Но по множеству причин австралийский футбол потерял свой компас, а Япония сохранила свой. Результаты спустя 30 лет говорят сами за себя.