Тринадцатьочков в последних шести матчах, 15 забитых мячей, и «Челси» вышел на уик-энд четвертым в таблице Премьер-лиги. Настроение внезапно изменилось. Что за кризис? Может быть, великие разрушители все время были правы? Или, по крайней мере, теперь, когда они, похоже, настроены на разрушение друг друга, а внимание сместилось на потенциальные выкупы и разборки между лидерами, Энцо Мареска смог заняться строительством команды.
Решения, которые в то время казались непонятными, теперь можно представить в более выгодном свете. Когда Рахим Стерлинг через несколько секунд после официального объявления о том, что его не включили в стартовый матч сезона с «Челси», выступил с заявлением, это показало, что в клубе царит хаос. Если он им не нужен, то почему он играл столь заметную роль в предсезонке? И почему, учитывая их хваленую политику покупки молодых игроков на длительные контракты с относительно низкой базовой зарплатой, но выгодными бонусами, он получал, по слухам, 350 000 фунтов в неделю?
Но когда пыль рассеивается, стиль Марески становится более очевидным, и те предсезонные игры можно рассматривать как проверку того, сможет ли Стерлинг преуспеть в его системе, прежде чем прийти к выводу, что нет. В этом отношении его решительность заслуживает похвалы — даже если это может показаться суровым по отношению к Стерлингу и не объясняет его зарплату.
В начале сезона Мареска отметил, что состав, с которым он работает, не является чем-то необычным. Примерно по паре игроков на каждую позицию — вполне разумно, если не принимать во внимание шестерых игроков старше 21 года, которые остаются в клубе, находятся в форме и не начали ни одной игры в лиге в этом сезоне. Или восемь игроков, которые сделали 10 или более выходов на поле в прошлом сезоне и были отданы в аренду. Или молодые потенциальные игроки, такие как Карни Чуквуемека и Дейвид Вашингтон, которые также пока не играют.
Это практически целый теневой состав, от которого «Челси» нет никакого толка. Возможно, это всегда было частью плана — собрать 40 игроков и смириться с тем, что треть из них в итоге окажется бесполезной, но это кажется чрезвычайно бессердечным методом работы, особенно когда это приводит к таким ситуациям, как продажа Конора Галлахера.
Конечно, любой менеджер имеет право решить, что тот или иной игрок не подходит ему по стилю игры. Неприличным было отчаянное желание продать продукт академии, чтобы получить чистую, золотую неамортизированную прибыль, из-за чего «Челси» пришлось искать дом для Жоау Феликса, вполне приличного игрока, но не того, кого они действительно хотели подписать.
Возможно, это наивно или старомодно — думать об игроках как о людях, а не как о наборах атрибутов, товарах, которыми можно торговать. Но на самом деле это люди, и в случае с теми, кого покупает и продает «Челси», они часто очень молоды и, возможно, уязвимы.
Николас Джексон — наглядный пример того, почему это должно волновать клубы, даже помимо таких причудливых понятий, как обязанность клуба заботиться о своих сотрудниках. Когда он прибыл в команду летом 2023 года, ему только исполнилось 22 года, и он успел провести всего 16 матчей в лиге за «Вильярреал». Он был талантлив, но ему не хватало определенного изящества. В идеальном мире его бы постепенно интегрировали в команду: несколько выходов на замену, попадание в состав в Кубке Лиги, может быть, шесть-восемь стартов в Премьер-лиге в качестве подстраховки или в особо напряженный период, обучение профессии, адаптация к новой обстановке. Вместо этого от него ждали, что он с самого начала станет нападающим первого выбора «Челси» и начнет 31 матч в лиге в прошлом сезоне.
И он был в порядке. В любом нормальном мире 14 голов в первом сезоне Премьер-лиги были бы разумной отдачей. Но в нормальном мире 22-летний игрок в свой первый сезон в «Челси» должен иметь старшего центрального нападающего, забивающего 15-20 голов, и, возможно, пару широких игроков или ведущих полузащитников, добавляющих высокие цифры. В этом случае Джексону помог замечательный Коул Палмер, забивший 22 гола.
Но даже с его 14 голами Джексон приобрел репутацию грубого или дикого игрока. Он был не совсем Тимо Вернером, но уж точно не тем игроком, которому можно довериться при выходе один на один. Парадокс заключался в том, что его темп и движение часто выводили его один на один: как и у Вернера, именно то, в чем он был хорош, приводило к ситуации, в которой он наиболее ярко проявлял себя.
В прошлом сезоне Джексон нанес всего 80 ударов по воротам; учитывая, что примерно один из девяти ударов приводит к голу, его результативность была выше средней. Проблема в том, что его промахи, как правило, бросались в глаза. Но чего еще ожидать от игрока, который до этого провел всего 16 матчей в лиге?
В этом сезоне Джексон забил уже четыре гола с 18 ударов. Против «Брайтона» он упустил пару возможностей, но чувствуется, что он начинает реализовывать обещания, которые были видны в прошлом сезоне. Между Палмером, Джексоном и Нони Мадуэке складывается многообещающая связка.
Пока еще рано, но Джейдон Санчо тоже подает надежды. Кристофер Нкунку — опасный запасной игрок. У «Челси» есть игроки, которые могут пробить в пространство за спинами защитников, которые высоко прессингуют, и техничные нападающие, которые могут распутать низкий блок. У них много игроков.
Среди хаоса начинает вырисовываться картина. Можно поверить, что все это время существовал действенный план. Но потом вы видите Михаила Мудрыка, еще одного игрока, которого слишком рано повысили в классе, подписали за 62 миллиона фунтов стерлингов после 12 стартов в украинском чемпионате, не уверенного в себе и отчаянно пытающегося разобраться в собственной игре, потенциал, слишком рано выведенный на свет проектом «Челси».
Джексон, похоже, прошел через испытания, а Палмер — необыкновенный талант. Потратьте достаточно денег на достаточное количество игроков, назначьте тренера с видением, и есть шансы, что может появиться разумная команда. Но есть и человеческие жертвы — не только дети, которых слишком рано выставили на продажу, но и команда-призрак. И вообще, это очень грубый урок капитализма: потратьте достаточно денег, и в конце концов вам все сойдет с рук.