После неожиданной отставки Андрея Талалаева «Химки» также покинул его помощник Сергей Рыжиков. Теперь оба снова при деле, но уже порознь. Талалаев тащит из Первой лиги в высшую «Балтику». А один из героев «золотого» «Рубина» конца 2000-х вернулся в Казань, приняв местный «Сокол» (тот самый, который в июле искал покупателя через Avito.

Первое большое интервью в новом качестве Рыжиков дал «Чемпионату».

О чём говорили:


  • «Сокол» и Avito

  • Реформа Второй лиги и Кубка России

  • Талалаев, Карпин, Рахимов

  • Сафонов, Акинфеев, Латышонок

  • Шебекино

«Сокол» и Avito

— Какие эмоции испытываете от возвращения к работе главным тренером?
— Только положительные. Это интересная и очень любимая работа. Посмотрим, что у нас получится.

— Каково возглавить клуб из города, где провели бо́льшую часть игровой карьеры?
— Я к этому не привязываюсь. Очень удобно, что рядышком семья: дети, супруга и дом. Но если бы я был главным тренером в другом месте, испытывал бы такие же чувства.

— Вас не смущало, что «Сокол» был выставлен на продажу?
— Не смущало. Я работал в этом клубе, ещё когда он назывался «Сменой» в любительской лиге. Мы со спортивным директором поддерживали связь и созванивались. Когда я был в Казани, ходил на матчи. В общем, владел информацией, какая обстановка в клубе и в команде.

— Как отнеслись к тому, что клуб выставили на продаже через Avito?
— Я думаю, сработала креативность. Нестандартное мышление нашего спортивного директора дало плоды. Поставленную задачу — найти спонсора для клуба — он выполнил. Значит, это было оправданно.

— Как сейчас обстоят финансовые дела в клубе?
— Пока финансовых проблем нет, всё выплачивают вовремя. Питание и всё остальное есть. Так что работаем в хороших условиях. Нужно показывать приличную игру и результат.

— Как вы относитесь к дополнительной подработке футболистов? Во Второй лиге были такие случаи.
— Я отношусь к этому плохо, потому что в профессиональном футболе нужно быть профессионалом, а не любителем. Понятно, что это должно подкрепляться достойной заработной платой и премиальными от клуба, чтобы человек не заботился о том, где найти кусок хлеба, а спокойно посвящал себя футболу как основной работе.

— «Сокол» неплохо выступает во Второй лиге. Есть шансы в ближайшее время пойти на повышение?
— Шансы есть всегда. У нас не стоит такой задачи. Спонсор не пришёл и не сказал, что хочет видеть команду сейчас в «Серебре». Надо выигрывать каждую игру, а там посмотрим. Но если выйдем в «Серебро», инвестор будет не против.

Реформа Второй лиги и Кубка России

— Как вам уровень футбола во Второй лиге?
— Здесь неплохой футбол. Мы недавно играли с «Акроном-2» и «Уралом-2». В обеих командах есть интересные ребята, работают молодые тренеры. «Амкар» и «Динамо» более опытные и сыгранные команды, показывают более динамичный и качественный футбол. Вторая лига — добротный чемпионат. Просто так никто очки не отдаст. Нужно прилагать усилия в каждом матче.

— Много болельщиков ходит на матчи вашей команды?
— На выездные игры — очень мало, но на домашние матчи приходило по четыре тысячи болельщиков. Конечно, это морально поддерживает команду. Играть при четырёх тысячах и трёх сотнях человек — разные вещи. Наши ребята понимают, что это большая ответственность, и стараются демонстрировать свои лучшие качества. Мне одно удовольствие принимать участие в таких матчах.

— Есть во Второй лиге футболисты, которых мы скоро увидим в РПЛ?
— Пока трудно сказать, для этого нужно время. Лучшие команды имеют лучших футболистов. Надо понимать, где мы находимся, нам тяжеловато оставлять какие-то сливки у себя. Но у нас есть хорошие ребята, которые тренируются и работают. А также есть футболисты, которые передают свой опыт остальным. Получается сбалансированная команда. Ребята стараются выполнять и соответствовать нашим требованиям.

— Как оцените реформу Второй лиги?
— Сначала я скептически относился к этой реформе. Но по прошествии полутора лет она мне нравится. Повысилась конкуренция во всех дивизионах. Однако, с другой стороны, у команд, которые играют в «Золоте» и «Серебре», стала сложнее логистика. Я думаю, что команды, которые не хотели бы там быть, там бы не играли. Так что всё закономерно.

— Кубок России тоже переформатировали. Оправданно?
— Если честно, то мне не очень нравится кубковая система, которая касается РПЛ. Наверное, исходили из того, чтобы у футболистов было больше игровой практики, и закрыли дыры из-за отсутствия еврокубков. Кубок России раньше был прекрасен играми на выбывание. А сейчас ты можешь проиграть три раза и остаться в турнире. Я, честно говоря, особо не знаю регламент Кубка. Есть какие-то Пути регионов и РПЛ. «Акрон» выбивал всю высшую элиту, но всё равно не прошёл в финал. Тяжеловато это понимать, хочется более спортивного принципа. Но в сложившийся ситуации этот формат, может быть, и правилен.

Талалаев, Карпин, Рахимов

— До «Сокола» вы ассистировали в «Химках» Талалаеву. Как оцените этот период работы?
— Отлично, ведь получил много опыта работы помощником в команде, ставящей перед собой самые высокие задачи. Андрей Викторович — очень опытный и требовательный специалист, который умеет добиваться результата. Плюс у него был очень сильный тренерский штаб. Эти восемь месяцев были очень позитивными и поучительными для меня.

— Чем больше всего запомнился Талалаев?
— Почему запомнился? Я его не забываю! Андрей Викторович запомнился открытостью и прямолинейностью. Он говорит то, что думает. В том смысле, что ничего не скрывает и говорит всё, что у него на душе. Он говорит правду в глаза, а не ведёт какие-то шуры-муры за спиной футболиста. Это очень подкупало. Также его отличают очень высокий профессионализм, глубина и ширина взглядов на футбольные ситуации.

— Талалаев — один из самых эмоциональных специалистов в России?
— Футбол — это эмоции. Если ему так легче, то я не вправе судить. Кто-то молчит, кто-то качается, кто-то просто стоит, а кто-то кричит на судей. Сколько тренеров, столько линий поведения.

— А вы какой тренер? По Сети разлетелось видео с вашей цитатой: «Я знал, что у «Сокола» есть яйца».
— Команда в тот момент проявила характер, мы показали свои причиндалы. Мы играли в меньшинстве, выстояли и победили по пенальти. Конечно, хотелось бы быть спокойным тренером и чтобы это спокойствие передавалось футболистам. Но оно не должно принимать форму апатии или сонливости. Ты должен быть уверен в своих силах и знать, как играть.

— Чего вы можете достичь в качестве тренера, чего не достигали футболистом?
— Наберите мне через 25 лет, я обязательно вам скажу (смеётся).

— Есть мечта возглавить главную команду Казани?
— Нет. У меня сейчас мечта получить лицензию PRO УЕФА. Буду идти шаг за шагом, потому что без этой лицензии я не смогу возглавить «Рубин». Мне осталось три месяца, чтобы её получить.

— Получится у Рашида Рахимова вернуть «Рубин» в топ российского футбола?
— Я желаю ему поднять «Рубин» до тех высот, где он был, и держаться там как можно дольше. Чем выше поднимаешься, тем больнее падать. Мы это уже видели на примере «Рубина», «Динамо» и «Крыльев Советов».

— Кто для вас идеал в профессии?
— В российском футболе не знаю, а в советском – Лобановский.

— А Карпин?
— Карпин пока ещё ничего не выиграл. Но не понаслышке знаю о его работе, с ними играли в Кубке России, где он выставил молодёжный состав.

— Вместе с Талалаевым вы вывели «Химки» в РПЛ, но затем весь тренерский штаб убрали. Как реагировали?
— Дыма без огня не бывает. Ходили всякие слухи, разные блогеры в телеграм-каналах писали, что над нашим тренерским штабом сгущаются тучи. Мы были в курсе, хоть Андрей Викторович и не распространялся. А когда мы ушли в отпуск, всё узнали из первых уст. Андрей Викторович приболел, а мы работали, пока с нами не расторгли контракты.

— Руководство «Химок» объяснило своё решение?
— Андрею Викторовичу сказали, и он точно знает, почему было принято такое решение. Но мы не в курсе, хоть мы и соратники нашего полководца. Не думаю, что об этом нужно знать, ведь меньше знаешь — крепче спишь. Однако клуб не заплатил неустойку. Мы ждём решения КДК.

Сафонов, Акинфеев, Латышонок

— Во время вашей работы в «Химках» в команде раскрылся Игорь Обухов. Сейчас он первый номер в команде. Сильный голкипер?
— Не буду лукавить, сейчас не слежу за «Химками». Мне хватает своей работы, поэтому очень мало смотрю РПЛ. У меня супруга не очень любит футбол. Когда прихожу домой, то включён не футбол, а переключать не хочется. Поэтому смотрю только европейские чемпионаты, потому что супруга рано ложится спать, а их матчи показывают поздно.

Что касается Обухова, то это вратарь высшей категории. Недаром в честной конкуренции с Антоном Митрюшкиным он застолбил за собой право играть основным вратарём. По результатам в РПЛ выглядит неплохо, читаю, что выступает хорошо. Желаю ему удачи, здоровья и пускай продолжает показывать свой высокий класс.

— В этом сезоне РПЛ будет интрига в борьбе за чемпионство?
— Я бы хотел, чтобы интрига была не меньше, чем в прошлом сезоне. Но пусть победит сильнейший.

— Вас удивил трансфер Матвея Сафонова в «ПСЖ»?
— Я был удивлён, что при такой геополитической ситуации большой клуб обратил внимание на Матвея. Очень обрадовался, что ещё один наш человек будет играть в Европе. Матвею желаю всего самого лучшего, успехов, чтобы он стал первым номером и показывал своё мастерство на радость российским и парижским зрителям.

— За счёт чего Сафонов может выиграть конкуренцию у Доннаруммы?
— За счёт хорошей игры в воротах. Думаю, тренер — не враг себе и будет ставить лучшего в основу. Желаю Матвею забронировать за собой ворота «ПСЖ».

— Австрийский «Штурм» — хороший вариант для развития карьеры 20-летнего Худякова?
— В любом возрасте это хороший вариант для продолжения карьеры. Буду следить за ним.

— А у вас в годы выступлений не было возможности уйти в европейский клуб?
— Насчёт предложений надо спрашивать у агентов и спортивных директоров клубов, где я играл. Предметного интереса не было.

— За счёт чего так резко выстрелил Латышонок?
— У каждого своя история. Если тренер вратарей «Зенита» увидел в нём первого номера команды, почему нет? Можно констатировать факт, что «Зенит» сейчас пропускает меньше всех и идёт на первом месте.

— Назовите тройку сильнейших вратарей в России.
— Лунёв из «Динамо», Латышонок из «Зенита» и Максименко из «Спартака». Если брать не из РПЛ, то ещё Сафонов. У нас много вратарей держат высокую планку.

— Сафонов — сильнейший российский вратарь на данный момент?
— Не знаю. Я к вратарям никакого отношения уже три года не имею. Не слежу за ними. Если бы Сафонов появился год-полтора назад, вряд ли бы знал его. К сожалению, такова моя реальность, что не слежу. Вижу какие-то новости, как переход в «ПСЖ» или «Штурм», потому что все телевизоры пищат об этом.

Игорь Акинфеев недавно продлил контракт на два года. Сколько он будет ещё играть?
— Это лучше спросите у Игорька. Сколько его душе угодно, столько пусть и играет. Я только за это.

— Удивляет его феномен?
— Нет. Я знаю Игорька. Он достоин любого выбора, который сделает. У него есть мастерство и опыт, а самое главное, чтобы было здоровье.

— Российский футбол стагнирует в изоляции?
— Нам нужно сделать всё, чтобы он не деградировал и мы соперничали с лучшими командами. К сожалению, так сложилось, но ничего — подождём! Как говорится, на нашей улице перевернётся грузовик с булочками.

— Командам стоит равняться на «Локомотив», который активно продвигает российскую молодёжь?
— У «Локомотива» один путь, у «Зенита» — второй, у «Спартака» — третий и так далее. Это решение руководства, что делать. Нет общей политики, как нужно поступать. Каждый клуб достигает цели по-своему. «Локомотиву» только можно похлопать за удачную ставку на своих игроков, ведь они какое-то время даже были первыми в РПЛ. Желаю, чтобы они с русскими пацанами продержались наверху как можно дольше.

— Что дают сборной России спарринги с такими командами, как Вьетнам?
— Лучше играть, чем не играть. Другой вопрос, какой уровень сопротивления у этих сборных. Мне очень понравились слова Карпина: «Есть огромное желание играть с сильнейшими сборными мира. Вы думаете, что мы сами выбираем сборные Вьетнама и Таиланда?» РФС ищет варианты для спаррингов для нашей национальной команды. Поэтому поддерживаю нашу сборную.

Шебекино

— Как сейчас обстановка в вашем родном Шебекино?
— У меня все родственники в Шебекино, их обстреливают каждый день. Каждый день страдают люди, обстановка тяжёлая. Но народ держится, и они большие молодцы. Я горд, что шебекинские так переживают невзгоды и проблемы. Переживаю очень сильно, но каждый день созваниваемся и списываемся. Держу руку на пульсе.