Омар Хайям был знаменитым персидским астрономом, математиком и философом. Он родился в 1048 году в Нишапуре, где получил блестящее образование сразу в нескольких науках. В каждой из них он отметился открытиями, которые применяются до сих пор. Например, в 1079 году Хайям во главе группы ученых создал новый календарь в Исфахане — этот календарь до сих пор используется на территории Ирана и Афганистана. Более того, Хайям внес огромный вклад в развитие алгебры, изобрел теорию геометрических решений алгебраических уравнений и написал несколько трактатов, на которых до сих пор держится многое в математических науках.

Однако Хайям был не только выдающимся ученым, но и философом. Он отличался тонким понимаем устройства мира и жизни. Хайям много рассуждал на темы дружбы, любви, смерти, Бога и человеческой души. В свои четверостишия, которые еще называют рубаи, и высказывания Хайям вложил всю накопленную мудрость и знания о жизни. Они дают ответы на самые важные вопросы существования, мотивируют и дают советы и предостережения:

Кто мы — куклы на нитках, а кукольщик наш — небосвод.Он в большом балагане своем представленье ведет.Он сейчас на ковре бытия нас попрыгать заставит,А потом в свой сундук одного за другим уберет.

В этом четверостишии великий философ раскрывает свое понимание бытия и устройства мира. Для того, чтобы точно и при этом поэтично выразить свою мысль, Хайям обращается в метафоре, которая была понятна людям тысячу лет назад, но и сегодня не теряет легкости в прочтении. Хайям представляет людей в образе кукол, которыми управляет некто свыше. Кукловодом философ называет небосвод — то, что буквально находится над человеком. Подобные метафоры применяются во многих религиях, так что Хайям буквально обращается к каждому человеку на Земле.

По мнению философа, эта сила, стоящая над человеком, определяет нашу судьбу и контролирует наши действия. В стихотворении говорится, что эта сила может заставить нас «попрыгать» на «ковре бытия», а затем убрать нас в свой «сундук» — так Хайям иллюстрирует скоротечность жизни и то, что равно или можно наш путь будет завершен. Так что этот рубай — философское размышление о месте человека в мире, его зависимости от высших сил и неизбежности смерти.