Рафаэль Надаль завершил карьеру уже больше года назад. Последний матч знаменитый испанский теннисист провёл 19 ноября 2024 года, когда проиграл Ботику ван де Зандсхулпу в рамках матчевой встречи Испании и Нидерландов в 1/4 финала Кубка Дэвиса. Надаль уже не является действующим игроком, но всегда будет желанным собеседником для СМИ. Спортсмену с такой долгой и славной карьерой всегда есть чем поделиться с журналистами и болельщиками.
В большом интервью испанскому телеканалу Movistar+ Рафаэль порассуждал на самые разные темы. В частности, он рассказал, как на нём сказалась потеря статуса действующего спортсмена. «Я обрёл душевный покой в том смысле, что больше не чувствую ежедневной ответственности за то, что нужно показывать высокие результаты. Иногда приходится выступать в неблагоприятных условиях. На человеческом, личном уровне это изматывает, и в итоге ты не так счастлив, как должен быть.
Плохо то, что в конце концов закончился период, который был для меня исключительно прекрасным и волнующим. Ушло то, что мне действительно нравилось, а именно соревнования на высшем уровне. Ушёл адреналин. Ты заменяешь это многими другими вещами в жизни, которые могут быть лучше во многих отношениях. Но то, что есть в спорте, трудно найти где-либо ещё», — говорит теннисист.
Победа на «Ролан Гаррос» 2022 года так и осталась последним титулом в карьере Надаля. В 2023 году Рафа почти не играл, а в 2024-м провёл 18 встреч, что тоже нельзя назвать полноценным сезоном. За всё это время он лишь однажды вышел в финал, на грунте Бостада летом 2024 года.
Несмотря на отсутствие достижений в заключительной фазе карьеры, Надаль не жалеет, что всё сложилось именно так, и не согласен с теми, кто считает, что ему нужно было закончить раньше. «У меня нет никаких плохих воспоминаний об этом этапе. Есть люди, которые, что вполне логично, считали, что я должен был уйти раньше, что такое окончание не имело смысла. Однако для меня смысл был. Человек должен действовать в соответствии с тем, кто он есть. Я действовал именно так. Я пытался исчерпать все свои возможности, пока они действительно не иссякли. Мне нравилось то, чем я занимался.
Я ушёл не потому, что устал от того, чем занимался, или потерял мотивацию. Я ушёл, так как моё тело не могло больше. Я по-прежнему был доволен тем, что делал. Во время операции мне сказали, что у меня есть шанс полностью выздороветь. Мне нужно было дать себе время, чтобы это понять. Наступил момент, когда я понял, что могу соревноваться, но не на том уровне, который мне был нужен, чтобы продолжать. Я довёл свою карьеру до предела, до самого дальнего, до которого мог дойти.
Я был готов, потому что до последнего исчерпал все свои возможности. Тот факт, что я до последнего исчерпал все реальные возможности продолжать соревноваться на том уровне, на котором хотел, дал мне уверенность и спокойствие, чтобы закончить в мире с собой и с убеждением, что это было решение, которое я должен был принять, потому что другого выхода не было. Бак был уже пуст», — объяснил Рафаэль.
Главными соперниками в карьере легенды испанского и мирового тенниса стали Роджер Федерер и Новак Джокович. По количеству титулов на турнирах «Большого шлема» (22) Надаль опередил Федерера (20), но уступил Джоковичу (24), который ещё не завершил карьеру. Рафаэль убеждён, что в одиночку каждый из них не добился бы всего того, чего добились они в условиях соперничества, постоянно подстёгивая друг друга. «Мы были последователями Пита Сампраса, который выиграл 14 турниров «Большого шлема». Вполне естественно, что кто-то из нашего поколения, достигнув 14 побед, мог бы подумать, что достиг максимума. Но нас было трое, а не двое, поэтому не было места для расслабления. Требования были максимальными. Не было возможности пропускать турниры. В этом и заключается величие нашей эпохи. Мы всегда были в финальных раундах, соревнуясь за самые важные титулы. Не думаю, что кто-то из нас в одиночку был бы способен на это.
Когда ты моложе, то переживаешь всё более интенсивно. С годами всё становится мягче. Положительным моментом нынешнего периода является то, что мы завершили карьеру и можем без проблем пойти поужинать вместе. Это то, чем можно гордиться. Мы соревновались за самые важные титулы, однако не доходили до крайности. Соперничество оставалось на корте, а личные отношения всегда были основанными на уважении, восхищении и даже определённой дружбе по отношению к соперникам.
Я счастлив, что смог стать частью этой истории. Не умаляя заслуг Синнера и Алькараса, которые стремятся добиться успеха, я считаю, что мы помогли новым поколениям понять, что можно быть ярыми соперниками, не испытывая при этом ненависти друг к другу. Можно поддерживать не дружеские, но оптимальные отношения. Это хорошее наследие, которое мы оставили после себя», — говорит Рафа.
В современном теннисе, по словам Надаля, ему не слишком нравится переизбыток информации. Игроки всё больше и больше полагаются на данные статистики и не всегда прислушиваются к интуиции. Такого же мнения придерживается и Федерер. «Мир развивается, и стиль игры немного изменился. Удары стали сильнее, подачи — мощнее. Я по-прежнему верю в интуицию, а не в игру как у робота, пытаясь основываться на статистике. Я обсуждал это с Федерером, и ему не нравится избыток информации», — говорит испанец.
Самым успешным турниром в карьере Надаля стал «Ролан Гаррос». Испанец 14 раз выигрывал мэйджор в Париже, и это рекорд по титулам на одном турнире «Большого шлема». Ближайшим преследователем Рафаэля является Новак Джокович, 10 раз побеждавший на Australian Open. «То, что я пережил там, трудно сравнить с чем-либо. Эта история складывалась с 2005 года до того сезона, когда я попрощался. Это самый важный рекорд, который у меня есть. Когда я об этом думаю… Я мог быть лучше других на этом покрытии, однако для такого успеха должно было произойти очень многое. И это произошло», — философствует Надаль.
Рафа порадовался, что у него было нормальное детство, чем может похвастаться далеко не каждый топовый спортсмен, которого изначально нацеливают на успешную карьеру. По его словам, трудиться, конечно, приходилось много, а вот жертвовать чем-то существенным не пришлось. «Можно обладать самым большим талантом в мире, но всё равно понадобятся трудолюбие, дисциплина и концентрация. В моём виде спорта талант — это то, что даёт дополнительный импульс. Однако очень важную роль играет и труд. С должной страстью и решимостью всё становится немного проще. В противном случае очень трудно преодолеть все те трудности, которые подбрасывает жизнь.
Жертвы — это когда человек делает то, чего не хочет делать. В этом смысле я не приносил больших жертв. Я прикладывал большие усилия, однако жертв было мало. Мне нравилось то, что я делал. Я не чувствовал, что что-то упустил в этой жизни. У меня была более или менее сбалансированная жизнь, я не был этим одержим. Я делал всё, что должен делать подросток, чтобы не чувствовать, что упустил часть детства. У меня было время на всё», — рассказал испанец.
Рафаэль отметил, что многим обязан своему дяде Тони Надалю, который был его первым тренером. По словам теннисиста, его знаменитый победный менталитет берёт корни оттуда. «Известность в СМИ пришла в конце 2004 года, когда мы выиграли Кубок Дэвиса в Севилье. Моё развитие всегда было связано с успехом в разном возрасте. Когда пришёл профессиональный успех, я был готов к нему. Всё это было новым, очень интенсивным, но я никогда не терял фокуса на том, кем я был как личность.
Я многим обязан своему дяде, который сделал меня целеустремлённым человеком. Он заставлял меня быть внимательным, дисциплинированным и сосредоточенным на каждой тренировке. Если тренировать ребёнка с малых лет, ему будет легче развиваться в нужном направлении. Я всегда позволял помогать себе всем людям, которые меня окружали. У меня была способность принимать вызов, ставить перед собой цели и давать себе реальные возможности бороться за их достижение. Я всегда был полон решимости продолжать совершенствоваться и пытаться оставаться на самом высоком уровне. Я всегда был самым самокритичным, я сам ставил перед собой самые высокие требования. Говорят, что я был великим бойцом, обладающим большой способностью к концентрации. Для меня это лестный комплимент. Можно иметь отличное телосложение и способности, но если драйв не направлен туда, куда нужно, то, к сожалению…
Люди думают, что я проигрывал и продолжал верить, но это немного не так. Я просто не сдавался. Я знал, что проигрываю, и думал, что проиграю, однако это не мешало мне стараться. Я пытался найти постоянные решения. Это достигается благодаря пониманию сути спорта. Спорт — это попытка выложиться на все сто, даже если ты знаешь, что проиграешь. Что больше всего меня беспокоило в моей карьере и что меня всегда раздражало и я плохо переносил, — то, когда после турнира я возвращался домой с ощущением, что не сделал всё, что в моих силах, чтобы всё сложилось хорошо. Я пытался искать решения, а не думать о результате. Я думал, что можно сделать, чтобы изменить динамику. В большинстве случаев, когда ты проигрываешь, можно попробовать разные вещи, и те, которые срабатывают, всегда того стоят. Иногда благодаря этим моментам ты добиваешься маленьких побед, которые в течение года меняют твою жизнь», — рассуждает Надаль.
Также он без стеснения рассказал о своих суевериях и ритуалах, соблюдение которых помогало ему добиваться психологического комфорта.
«Я не очень суеверный человек, практически вовсе не суеверный. Вопреки тому, что можно подумать, вне тенниса у меня нет никаких ритуалов или привычек. Всё это оставалось на корте и в соревнованиях. Мне это было нужно. Хотел бы я достичь такого уровня концентрации без ритуалов! В начале своей карьеры я не был так привязан к ним. Теннис требует от тебя многого и поглощает тебя изнутри.
Тебе нужно найти рутину, с которой чувствуешь себя комфортно, уверенно и которая помогает тебе не терять фокус на том, что ты делаешь, изолировать себя от всего остального. Я пытался сократить ритуалы, потому что, когда я смотрел себя по телевизору, мне не нравилось то, что я видел. Но они мне не мешали. Они давали мне ощущение, что я могу быть на 100% сосредоточен на том, что делаю. Я оставался сосредоточенным на моменте.
Копировать — это самое лёгкое. Нужно смотреть на людей, которые делают что-то лучше тебя, пробовать то, что тебе в них нравится. В теннисе всё то же самое. Конечно, я обращал внимание на то, что делали мои соперники, чтобы стать лучше», — признаётся Рафаэль.
Источник: www.championat.com


