«Такаямотивация способна творить чудеса», — говорит Паулу Фонсека, описывая блеск в глазах игроков «Лиона» перед визитом «Манчестер Юнайтед«. Это поединок двух гигантов, которые сбились с пути, хотя во втором городе Франции, по крайней мере, что-то шевелится. С момента прихода Фонсеки менее двух с половиной месяцев назад они выиграли восемь из 11 матчей, и это лишь часть истории, в которой мало прецедентов.
Первый матч четвертьфинала Лиги Европы в четверг станет для Фонсеки редкой возможностью заняться тем, что ему больше всего нравится: управлять командой из технической зоны, подбадривая и подправляя ее в кулуарах. В начале марта он был отстранен от участия в домашних матчах на девять месяцев за агрессивное противостояние с арбитром Бенуа Милло в концовке матча с «Брестом». До 30 ноября он не имеет права находиться в штабе и общаться со своей скамейкой запасных, но с 15 сентября ему будет разрешен доступ в раздевалки и туннель. В последнее время матчи Лиги 1 можно было смотреть из ложи прессы. В матчах, проводимых под эгидой УЕФА, он все еще не может смириться с дисквалификацией, которая может поставить под угрозу его карьеру.
«Единственный положительный момент во всей этой ситуации — то, что у меня появился другой взгляд на игру», — говорит он. «Теперь мне легко понять, где я нахожусь. Самое сложное — это то, что мне не разрешают общаться с игроками ни до, ни во время игры, ни в перерыве. Так сложнее управлять ситуацией. Но мы хорошо организованы и провели хорошую подготовку. Даже когда я далеко, все идет очень хорошо».
Тем не менее Фонсека чувствует, что на него возлагают большие надежды. Видеозапись того столкновения с Миллотом нельзя назвать красивой. Она была сделана во время анализа VAR потенциального пенальти в ворота «Бреста», и любой, кто видел, как Фонсека кричал в лицо чиновнику, толкая его головой в сторону, ожидал соответствующего наказания. Он знает, что его поведение было непростительным, но считает, что этот инцидент стал громоотводом для более широких проблем в высшей лиге чемпионата Франции. За неделю до этого президент «Марселя» Пабло Лонгория был дисквалифицирован на 15 матчей после того, как обвинил арбитров в коррупции; в этой лихорадочной атмосфере Фонсека чувствует, что ошибся в самый неподходящий момент.
«Невероятно», — говорит он о запрете, который был вынесен в течение трех дней после его проступка. «Конечно, то, что я сделал, было неправильно, и я должен за это заплатить. Но я кричал на судью, я не вступал с ним в контакт и не совершал никакого [насилия]. Они хотят сделать из меня пример для французского футбола, думаю, я плачу не за то, что я сделал, а за тот момент, в котором мы находимся. Но я не должен быть примером, я должен просто заплатить за то, что сделал».
«Это несправедливо, но мы боремся против этого решения, и я верю, что все может измениться. Это трудно понять, когда мы видим так много подобных ситуаций во всех странах, и никто не получил такого наказания, как я».
Апелляция Фонсеки будет рассмотрена в следующем месяце. Юрген Клопп был среди тех, кто высказался в его пользу, и Фонсека благодарен за поддержку Джона Текстора, владельца «Лиона», который мог бы оправдаться за то, что умыл руки в отношении тренера, которого он только что принял на работу. Все легко могло пойти по другому пути. «Именно это придало мне сил и желания продолжать», — говорит он. «Это удивительно. Когда у тебя столько поддержки, ты должен бороться, верить в то, что можешь сделать для клуба».
Его сезон и так не был скучным. В июне прошлого года он был назначен «Миланом» , но потерял работу через четыре дня после Рождества. Тогда «Милан» занял восьмое место в Серии А, что на одну позицию выше, чем при Сержиу Консейсау. Он не хочет подробно рассказывать о том полугодии и обстоятельствах своего ухода, в основном из уважения к своему соотечественнику, но при этом дает понять, что хотел бы работать дольше.
«Мы видим последнее десятилетие «Милана», они выиграли Серию А один раз», — говорит он. «Сейчас для них наступил трудный момент. Я получил огромное удовольствие, находясь там, и мне очень жаль, что у меня не было времени продолжить свою работу. Я думаю, что менталитет в Италии полностью отличается от Англии, где вы уделяете время тренеру. Но такова жизнь футбола».
С высоты или нет, но в «Лионе» он быстро набрал обороты. Победа в воскресенье над другим бывшим работодателем, «Лиллем», приблизила их на расстояние двух очков от возвращения в Лигу чемпионов. Когда-то «Лион» был завсегдатаем турнирной таблицы, но вот уже пять лет его нет. «Когда мы приехали, я нашел тех же игроков с тем же качеством, что и сейчас, но, на мой взгляд, не очень хорошо организованных в обороне и без особой стратегии», — говорит он. «Мы пытались заставить их играть как команда, иметь четкие намерения в игре. И улучшение наступило, потому что они понимают, что, когда мы добавляем их качество к совместной работе, это приносит результат».
Фонсека стремится вернуть «Лиону», серийно выигрывавшему титулы в 2000-х годах, былую славу, но знает, что это будет непросто в лиге, которую уже выиграл «Пари Сен-Жермен». «Мы знаем, что между ними и остальными большой разрыв, потому что инвестиции очень разные. «Но я люблю Лигу 1. В этом году у нас семь команд, которые борются за места в Лиге чемпионов».
Это последний шаг в карьере Фонсеки, выросшего в Мозамбике, который стал заметен во время трехлетнего пребывания в донецком «Шахтере». Несмотря на то, что «Шахтер» был вынужден покинуть родной город, в каждом из его сезонов с 2016 по 2019 год он выигрывал дубли, а также выходил в нокаут Лиги чемпионов, обыграв «Манчестер Сити». Он стал горячей собственностью и заслужил переход в «Рому». Это было особенное время: в «Шахтере» он встретил свою жену Катерину, и его печаль по поводу продолжающихся ужасов в Украине глубока.
«Мне очень тяжело наблюдать за тем, что происходит там каждый день», — говорит Фонсека, которому пришлось бежать из Киева вместе с семьей, когда Россия вторглась в страну в феврале 2022 года. «В последние несколько дней мы видим, как продолжаются убийства, убивают детей и невинных людей. Мир находится в очень опасной ситуации: у нас все больше империалистов, все больше диктаторов, которые хотят управлять всем не так, как надо».
«Я не думаю, что предпринимаются большие усилия для разрешения ситуации в Украине. Трудно представить себе такие ситуации, как там, как в Палестине.
Люди, у которых есть возможность закончить эти войны, не делают того, что нам нужно. Европа должна сплотиться, стать сильнее и быть готовой к тому, чтобы больше людей не страдало. Я знаю, что народ Украины никогда не сдастся, и у меня есть надежда, что однажды я вернусь и увижу своих друзей».
Совокупность опыта Фонсеки делает его интересным и взвешенным собеседником о европейском футболе. Он считает, что стандарты сейчас выше, чем когда-либо в его карьере, но опасается, что конкурентный баланс находится в шаткой точке. «У нас лучшее зрелище, но, пожалуйста, не создавайте большого разрыва между командами», — говорит он. Потому что, возможно, то, что мы переживаем здесь, с ПСЖ, повторится в других странах и в Лиге чемпионов». Если вы хотите быть конкурентоспособными, нельзя делать богатые клубы богаче, а бедные — беднее».
Пока что он может наслаждаться общением с Рубеном Аморимом, еще одним португальским менеджером, которому поручено переломить ситуацию в «ПСЖ». «Очень честный, очень скромный», — говорит он об Амориме. «Приехать, как Рубен, не имея времени на работу, а только на игры, очень сложно. Тем более когда ты тренер с четкой идентичностью. Но я верю, что со временем он добьется больших успехов, и надеюсь, что люди в Манчестере оценят его качество».
В «Лионе» наверняка оценят дары Фонсеки, если он сможет завоевать для них первый крупный континентальный трофей. «Я надеюсь остаться здесь надолго и построить что-то особенное», — говорит он. С помощью дистанционного управления или нет, он надеется помочь «Лиону» снова достичь вершины».

