Напервый взгляд не очевидно, почему фанаты «Манчестер Сити » были так расстроены объявлением в конце прошлого месяца о том, что клуб подписал многолетнее соглашение с Viagogo. В конце концов, разница между восемью партнерами по перепродаже билетов и девятью довольно незначительна, и, кроме того, было оговорено, что билеты будут браться не у обычных болельщиков, а из существующего распределения мест для гостей. Но история задела за живое, и на следующей домашней игре тысячи людей откликнулись на призыв трех групп болельщиков оставить свои места пустыми до девятой минуты.

«Эти перекупщики не предлагают ничего ценного», — сказал BBC Крис Невилл, секретарь одной из групп болельщиков, Trade Union Blues. «У них абсолютно паразитическая бизнес-модель, когда они берут что-то уже существующее и продают это с прибылью. Мы преданные фанаты. Мы не возражаем против людей, которые хотят приехать в Манчестер, хорошо провести время и посмотреть на игру «Сити». Мы возражаем против того, что клуб теперь, похоже, отдает предпочтение этим фанатам, а не давним преданным болельщикам».

Эти опасения выглядят вполне обоснованными, поскольку руководство клуба никогда не пыталось их скрыть. Ферран Сориано, исполнительный директор «Сити», абсолютно четко обозначил свой подход к проведению матчей в своей речи, которую он произнес на Всемирном правительственном саммите в Дубае в 2014 году. «В бизнес-модели произошли серьезные изменения», — сказал он. «Двадцать лет назад, 30 лет назад, какой была бизнес-модель футбольного клуба? Это было то же самое, что и в цирке, в том смысле, что вы получаете деньги от людей, которые приходят на стадион, чтобы посмотреть шоу вживую. Вот где вы получаете деньги. Вот и все.

«Бизнес-модель больше не цирк. Бизнес-модель похожа на Walt Disney или Warner Bros. У Walt Disney есть персонажи — Микки Маус, у Warner Bros — Багз Банни. С персонажем они делают телепрограммы, фильмы. У них есть тематические парки. Они продают футболки и кепки. Футбольный клуб делает то же самое — у нас нет Микки Мауса, у нас есть Серхио Агуэро. И с Серхио Агуэро мы продаем футболки, мы продаем кепки, мы продаем телевизионные программы — игры. У нас есть парк развлечений — стадион. Так что наш сегодняшний бизнес, бизнес футбольного клуба, очень похож на бизнес любой крупной медиакомпании. Это больше не цирк».

Проблема с болельщиками-долгожителями, неутомимыми старожилами, которые приходят на стадион из года в год, заключается в том, что они, как правило, не воспринимают стадион как парк развлечений и не покупают много кепок и футболок. В какой-то степени владельцы сезонных абонементов изжили свою полезность», — говорит Киран Магуайр, доцент кафедры футбольных финансов Ливерпульского университета и со-ведущий подкаста «Цена футбола». Если я клуб чемпионата и пытаюсь заполнить свой стадион на три четверти, мне нужны мои абонементы». Для небольших клубов выгода от владельцев сезонных абонементов очевидна. Но «Манчестер Юнайтед» может легко продать 80 000 билетов 80 000 разных людей на каждый домашний матч. Для элитных клубов владельцы сезонных абонементов — это в определенной степени блокираторы. Они, как правило, старше, и если они покупают товар, то раз в сезон. Туристы, скорее всего, опустошат свои кошельки в клубном магазине по завышенным ценам».

Ливерпуль» дал четкое представление о своем отношении к болельщикам-долгожителям в прошлом году, когда открытие реконструированной трибуны «Анфилд Роуд» увеличило вместимость стадиона на 7 000 человек. Список ожидающих абонементов вполне комфортно исчисляется пятизначными цифрами и настолько громоздкий, что с 2017 года он закрыт; некоторые люди стоят в нем уже более четверти века, терпеливо ожидая своей очереди. Для большинства это не так: они получили только 1 000 новых билетов, остальные предназначены для случайных или разовых посетителей. Планы «Манчестер Сити» в отношении Северной трибуны, которая в настоящее время перестраивается, включают «новые премиальные зоны с сидячими местами», и клуб надеется укрепить свои позиции в качестве «развлекательного центра мирового класса для болельщиков и гостей со всего мира«.

Партнеры по перепродаже билетов помогают клубам получить доступ к иностранным болельщикам и в то же время отвлечься от высоких цен. Многие из них предлагают билеты на матчи по всей Европе и по умолчанию указывают цены в долларах или евро. Один крупный перекупщик, предлагающий билеты на девять площадок Премьер-лиги, продавал пакеты через Expedia, Groupon и Thomas Cook; другой базируется в Израиле; у «Ливерпуля» есть партнеры в Швеции и Дании. Но эти предложения билетов не только наполняют домашние районы туристами, они предлагают легкий путь внутрь для выездных фанатов, что иногда приводит к насилию.

Манчестер Сити» также с трудом контролирует свою схему обмена, которая позволяет любому, кто заплатит 35 фунтов стерлингов, получить доступ по номинальной стоимости к местам, возвращенным владельцами сезонных абонементов. Многие из этих билетов попали в руки выездных болельщиков — перед февральским матчем Кубка Англии против «Плимута»«Сити» аннулировал почти 250 билетов, купленных первыми покупателями, проживающими в радиусе 30 миль от «Хоум Парк», — или к посредникам, и в этом сезоне более 500 аккаунтов были приостановлены или закрыты за посредничество. В прошлом году «Сити» наняла сотрудника по контролю за соблюдением правил продажи билетов, чтобы помочь им восстановить контроль.

Билетные биржи, возможно, были задуманы для обеспечения полных стадионов и хорошей атмосферы, но некоторые клубы стали рассматривать их как еще одну возможность увеличить прибыль. «Клубы понимают, что если они скажут болельщикам, что будут перепродавать билеты от их имени, то смогут переупаковать эти билеты по более высокой цене как премиальный продукт через одного из своих партнеров по перепродаже», — говорит Магуайр. Так, в «Манчестер Юнайтед» вы можете пойти на склад в Траффорд-парке, получить пирог и пинту пива, услышать несколько анекдотов от бывшего игрока и заплатить за это премиальную цену. С коммерческой точки зрения это абсолютно логично».

Владельцы сезонных абонементов склонны считать себя сердцебиением своих клубов, хранителями пламени, незаменимыми, важными. Но становится все более очевидным, что некоторые клубы видят в них скорее помеху, чем помощь, и медленно, незаметно начинают их вытеснять. Как, похоже, поняли протестующие фанаты «Сити», последствия могут быть совсем не микки-маусовскими.