Навыходе из «Эмирейтс» кто-то спросил Килиана Мбаппе, может ли «Реал Мадрид» еще сделать это. «Конечно, можем», — ответил он, сказал три слова и ушел. За ним молча ушел Винисиус Жуниор. Родриго снова прошел мимо незамеченным. Лука Модрич молчал, как и Феде Вальверде. Заговорили Лукас Васкес и Рауль Асенсио, затем Тибо Куртуа и Джуд Беллингем. «Мы не были хороши», — признал Васкес. «Мы забыли сыграть хорошо», — сказал Куртуа. «Это не то, чего мы ожидали», — сказал Асенсио, но это не было и неожиданностью, поэтому лучше всего об этом говорит описание, которое не использовал Беллингем.

На вопрос, был ли он шокирован, Беллингем сказал: «Не знаю, подходит ли слово «шокирован». Никто из тех, кто наблюдал за ними весь год, не мог быть по-настоящему шокирован этим, за исключением того, что это «Реал Мадрид», глупец, а «Реал Мадрид» всегда находит выход. «Мы не можем найти никаких внешних оправданий или чего-то подобного; мы должны смотреть на себя», — сказал Беллингем. «Это схожие темы, когда мы теряли очки на протяжении всего сезона. Сегодня все повторилось в большем масштабе».

Куртуа задался вопросом, не мог ли он поставить лишнего человека в стену, но это было настолько незначительное упущение наряду с ошибками всей команды, что оно показалось немного абсурдным. К концу поражения со счетом 3:0 дело было даже не в том, что «Мадрид» был плох, не в каталоге ошибок, которые можно определить, не в длинном списке ошибок и виноватых, хотя такие всегда найдутся; дело было скорее в том, что они просто… ну, не были. Голы были великолепны, и Беллингем говорил о том, как хорошо играл «Арсенал», и так оно и было, но «Мадрид» был, в общем-то, ничем: пустота, 11 пустых серых футболок.

По словам Анчелотти, после того как они ушли в отрыв, они упали морально и физически, и если с этим все могли согласиться, то с его утверждением, что в течение часа они играли хорошо, согласиться было сложнее. До гола была привычная пассивность; после первого из них не было ни реакции, ни сопротивления, ничего. Вместо того чтобы встряхнуться и начать действовать, они были подавлены. «Мы и близко не стояли к этому, вот в чем дело: они могли забить гораздо больше, нам повезло, что мы отделались тремя», — сказал Беллингем.

Уйти от поражения — это постоянная тема, и они все еще моглиэто сделать, но «Мадрид» выглядел и оказался тем, кем и является: 11-й командой на этапе лиги, играющей третьей.

Такой финиш в лиге тоже им льстит: Лилль обыграл их, Штутгарт, Ливерпуль и Милан переиграли их. Европейский сезон они открыли ответным матчем против Дортмунда, и в итоге их понадобилось так много, что это стало раздражать болельщиков не меньше, чем радовать их. Они вышли в четвертьфинал, проиграв «Атлетико Мадрид» со счетом 1:0, что вывело бы их из игры во времена правила выездного гола, но они прошли в серии, где пенальти, назначенный Хулианом Альваресом, был отменен. На их счету больше ударов, чем у любой другой команды, — почти в три раза больше, чем у «Арсенала».

Мадридцы приехали в Лондон с тремя победами, но при этом пропустили 11 мячей за неделю. Арсенал» потерпел три поражения подряд за 90 минут: в субботу «Валенсия» уступила 2:1, а тремя днями ранее в Копа дель Рей сыграла вничью 4:4 с «Реал Сосьедадом» после дополнительного времени, уступая 4:3 по свистку. Это не только недавнее явление, хотя с начала февраля они потеряли 13 очков. Это было их пятое поражение в Лиге чемпионов, и еще пять раз они проигрывали в Ла Лиге. В финале Суперкубка они также потерпели поражение от «Барселоны». В тот вечер они пропустили пять мячей, а в лиге против «Барселоны» — четыре.

«Это проблема, с которой мы сталкивались весь год: нам было трудно найти компактный блок», — сказал Анчелотти во вторник вечером. Они пробежали на 12 км меньше, чем «Арсенал». На первый взгляд, это не так уж и много, но подумайте вот о чем: это на 10 длин поля меньше, чем у соперников. «Нам не хватало футбола, — сказал Анчелотти. Футбола, индивидуальности, структуры, самопожертвования, солидарности. Когда дело дошло до этого, им даже не хватило звездности, которая должна быть стандартом».

Анчелотти с самого начала чувствовал, что это не так. В первый день сезона, когда «Мадрид» сыграл вничью с «Мальоркой», он сказал, что им не хватает баланса, настроя и самоотдачи, что его игроки не понимают, что прессинг — это не «один игрок, или два, или три». Прибытие Мбаппе вызвало всеобщий восторг, но принесло другие проблемы и на мгновение затмило значимость ухода Тони Крооса. Возможно, те, кто называет их новыми галактикос, забыли, как закончили первые галактикос.

Собрать все воедино было нелегко, как с точки зрения личности, так и с точки зрения игры. В раздевалке появились разломы, о которых теперь не так часто можно услышать от менеджеров. Травмы, конечно, тоже не обошли стороной, особенно Дани Карвахаль. Как и планирование состава. Анчелотти назвал Крооса «незаменимым», но его не заменили, не нашлось полузащитника, способного сделать то же, что и он, и не нашлось решения. Взгляд на скамейки запасных во вторник тоже говорит о недостатке глубины состава. После поражения от «Милана» осенью тренер признался, что его это беспокоит. «Нам чего-то не хватает», — сказал он. Чего-то? Мадриду не хватало почти всего.

Анчелотти перемещал игроков и структуры. Не было четкой идентичности, но его команда была склонна ждать глубже. Болельщики «Мадрида» привыкли к рок-н-ролльному футболу, а не к большому количеству касаний», — сказал он в свое оправдание, хотя на самом деле в нем не было много рока; напротив, он был пассивным, угроза не всегда была столь значительной, как могла бы быть, уязвимые места не всегда были скрыты. И все же со временем, которого, похоже, было еще много, он, кажется, нашел некую формулу 4-4-2.

Дани Себальос на мгновение стал неожиданно значимым, единственным, кто хоть немного напоминал Крооса, а затем снова получил травму. Мбаппе стал Мбаппе. Винисиус Жуниор перестал быть Винисиусом Жуниором. Родриго, который всегда был самым вероятным нападающим, которого принесли в жертву ради баланса, привел доводы в пользу своего включения в состав, которые уступали только доводам, которые он впоследствии привел, чтобы не быть включенным. «В этом году у нас другая формация, но вы хотите, чтобы на поле были хорошие игроки», — сказал Анчелотти во вторник вечером, но, наблюдая за вторым таймом, вы могли и не заметить их.

И если отсутствие реакции удивило — неспособность что-то сделать, когда время ускользало, — то основные недостатки не удивили. Здесь «Мадрид» проявил себя более ярко, чем раньше, — в конце концов, они играли с более классной командой, — но они проявлялись и тогда, когда результаты были хорошими. «Я в замешательстве: Я слышу, как люди говорят, что мы играем плохо, но мы лидеры лиги», — не так давно утверждал Анчелотти, но он знал лучше, ощущение, что авария на подходе, затянулось, и они больше не лидеры.

Когда в феврале они обыграли «Манчестер Сити» — единственное по-настоящему впечатляющее выступление, запечатлевшееся в памяти болельщиков, матч, который заставил их думать, что, когда это будет иметь значение, «Мадрид» снова станет «Мадридом», — Анчелотти сказал: «Сезон начинается здесь». Но этого не произошло; вместо этого все пошло по-старому. Когда они проиграли «Милану» в ноябрьскую ночь, когда они не явились на матч, как на вручение «Золотого мяча» в предыдущем месяце, он признал: «Реальность — это то, что мы видели на поле», и это никогда полностью не исчезло, несмотря на победы. На 10-й неделе, когда они выиграли в Виго, один из заголовков гласил: «Сельта играла, Мадрид победил». Его можно было вырезать, сохранить и использовать еще много раз. До сих пор сезон догоняет их в Лондоне. Обложка Marca в среду гласила: «Униженные».

«Но, — добавлялось под ней, — для «Реала» нет ничего невозможного». Еще есть второй матч, второй шанс. И вот все идет к очередному возвращению, к очередному из тех вечеров, которые бросают вызов логике именно тогда, когда она наконец-то применена, к очередному спасательному кругу для «Мадрида», за который можно ухватиться. «Если и есть в мире команда, способная переломить ситуацию, то это мы», — настаивает Васкес. «Если мы забьем один или два гола раньше, то третий придет сам собой», — рассуждает Куртуа. «У нас очень мало шансов, но мы попытаемся», — сказал Анчелотти.

«Нам понадобится что-то невероятно особенное, что-то сумасшедшее», — сказал Беллингем. «Но история доказала, что не в характере этого клуба сдаваться и просто опускать руки. Нам нужны наши болельщики, и мы должны дать им что-то, за что можно ухватиться. Нам придется продемонстрировать гораздо лучшую реакцию, чем сегодня, если мы хотим чего-то добиться. Потребуется что-то особенное, чтобы переломить ситуацию, но в футболе случаются особенные вещи, и если где и случаются, так это у нас».