КолинКоухерд выглянул из-за своего студийного стола, расположенного высоко над стульями, отведенными гостям его ток-шоу на Fox Sports. У него был простой вопрос к президенту ФИФА Джанни Инфантино. Точнее, требование.
«Назовите мне что-нибудь из Америки, что вы действительно любите», — сказал Коухерд.
«Могу я назвать бургер?» предложил Инфантино, после чего негромко рассмеялся. «Я бы сказал «бургер», определенно, но я также думаю, и это не для того, чтобы кому-то льстить, но это действительно страна возможностей. Здесь так много возможностей для многих людей. Поэтому я до сих пор не понимаю, почему футбол не стал здесь спортом № 1″.
Бургеры, конечно. И возможности, да, тоже. Но в ответе Инфантино упущен несущий столп его глубокой приверженности американскому рынку: его экономическая мощь (пока что).
К этому моменту интервью с Коуэрдом Инфантино уже произнес свои обычные речи о величии своего стероидного Клубного чемпионата мира. Это была его последняя остановка в медиа-блице, чтобы вызвать хоть малейший проблеск интереса к турниру, поскольку запах отчаяния становится все более резким. Он также признался, что Fifa «практически удваивает доходы», проводя свои фирменные турниры в штатах.
В то же время Инфантино утверждал, что американский футбол сдерживает недостаток инвестиций. «Они должны прислушаться ко мне, и тогда они станут лигой № 1 в мире», — сказал он, очевидно, имея в виду Major League Soccer.
И в этом кроется противоречие между ростом американского внутреннего футбола, с одной стороны, и растущим интересом американцев к этому виду спорта в целом, с другой.
Давно прошли те годы, когда MLS казалось, что она балансирует на грани банкротства, а ее будущее навсегда остается под вопросом. И все же некоторые команды, как правило, принадлежащие тем, кто дольше всех работает в лиге, продолжают снижать расходы, где только могут. Новые инвесторы, как правило, стремятся к более свободным тратам и вливают деньги в брешь, отделяющую лигу от более роскошных трасс, которые она реально может догнать. Эти внутренние разногласия были источником трений на протяжении многих лет, и в какой-то момент они выйдут на поверхность. Справедливости ради стоит сказать, что MLS может и, вероятно, должна тратить больше.
Но также верно и то, что остальной футбол относится к американскому рынку как к гигантскому банкомату. В ближайшие несколько лет Fifa Инфантино находится в авангарде этой тенденции.
MLS не только конкурирует с другими мировыми лигами за телезрителей — и тот факт, что она выходит в эфир только через несколько часов после окончания большинства европейских матчей, ничуть не помогает, — но теперь это единственная лига в мире, которой приходится бороться с альтернативой посещения матчей. Именно поэтому Клубный чемпионат мира был запланирован здесь, и именно здесь будет проходить чемпионат мира, как открыто признает Инфантино, — чтобы залезть в карман американского потребителя. Именно поэтому самые продаваемые клубы Европы отправляются в длительные предсезонные туры именно сюда. Именно поэтому мексиканская сборная проводит здесь многие свои матчи. Именно поэтому Conmebol провел здесь два турнира Copa América всего за восемь лет.
Именно поэтому американская промоутерская компания Relevent Sports подала в суд на Fifa и US Soccer по антимонопольным основаниям, борясь с политикой, которая ограничивала игры внутренних лиг границами страны, о которой идет речь. Relevent добилась именно того, к чему стремилась, когда Fifa согласилась отказаться от этой политики , чтобы получить отказ от иска. Вскоре испанская Ла Лига, итальянская Серия А или любая другая лига смогут попытаться провести свои матчи рядом с вашей местной командой MLS.
Скоро MLS будет противостоять не только предсезонным товарищеским матчам или Клубному чемпионату мира — или, если на то пошло, бегемотам НБА и НФЛ, — но и соревновательным играм в лигах, которые американская публика уже хорошо знает. Назовите другую национальную лигу, которой приходится беспокоиться о том, что на ее заднем дворе могут появиться другие соперники. Попытаются ли «Барселона» и «Атлетико Мадрид» провести матч, потенциально способный повлиять на титул, в Германии, Аргентине или Пакистане, как они сделали это в Майами в декабре? Сомнительно.
MLS благодарит за это Инфантино, под чьим присмотром исчезла всякая защита, существовавшая для лиги. Главная проблема не в том, что MLS недофинансируется. Дело в том, что она сталкивается с убийственной конкуренцией за болельщиков.
Американский рынок тратит огромные деньги на живой футбол. Большая часть из них просто не попадает в MLS. Эти расходы не берутся из бездонной ямы богатства, хотя Fifa по-прежнему намерена выяснить, где именно находится дно с высокими ценами на билеты на предстоящие летние бонандзы. В какой-то момент футбольные болельщики исчерпают свой запас средств, которые они готовы потратить на просмотр матчей вживую.
Если вы хотите, чтобы внутренний американский футбол развивался, вам нужно ввести своего рода футбольный протекционизм — хотя в настоящее время это может оказаться не слишком удачным решением. Или сделать что-нибудь, чтобы растущая лига не тратила весь сезон на борьбу со всеми претендентами на ее рынок, регулярно прибывающими, чтобы снять проценты и присвоить себе располагаемые доходы зрителей.
Но Fifa больше не занимается открытием новых рынков, как это было раньше. Скорее, она полностью сосредоточена на монетизации спорта, невзирая на сопутствующий ущерб.
-
Леандер Шаерлакенс работает над книгой о мужской сборной США по футболу, которая выйдет в 2026 году. Он преподает в Университете Марист.

