Этотсмелый нависающий небосвод, эта величественная крыша, оправленная в золотой огонь, эта коллекция типовых шпилей с массивным пластиковым платком, наброшенным сверху. Спустя три недели после первого знакомства с концептуальными чертежами величественного «купола удовольствий» сэра Джима Рэтклиффа, известного также как предлагаемый футбольный центр стадиона «Манчестер Юнайтед», все еще не покидает чувство двойного принятия.
Первые впечатления от новой площадки были самыми разными: от заброшенной венерианской ртутной шахты до дубайского Butlin’s и остроконечного корпоративного памятника нашему разделенному миру. Добро пожаловать на «Арену обедов для персонала», воплощение убежденности XXI века в том, что если бы вы просто перестали покупать так много сэндвичей, а также уволили чайную даму, то, возможно, смогли бы позволить себе огромный и недостижимый дом.
Проект стадиона, по крайней мере, сделал более четким тот преходящий мир, в котором теперь должен существовать «Манчестер Юнайтед», овеянный не только призраками прошлого, но и будущего. Уже сейчас это существо находится в постоянной борьбе с самим собой. Пока что новая застройка будет оставаться лишь еще одной зоной конфликта, еще одним фронтом, на котором клуб должен лоббировать и балансировать между конкурирующими интересами, подтверждая, что состояние неразрешимой гражданской войны теперь распространилось на землю под ногами. И что в Дании, как всегда, что-то прогнило.
Учитывая все это, кажется уместным, чтобы первой домашней игрой Премьер-лиги в постплановую эпоху стало дерби с «Манчестер Сити » в воскресенье днем. Кто же является главным соперником «Манчестер Юнайтед» в наши дни? Долгое время ответом на этот вопрос был «Ливерпуль». Сити» вписался в эту динамику благодаря своему успеху. В остальном же настоящие враги «Манчестер Юнайтед» находятся внутри, в ряду междоусобных сражений, которые длились на протяжении последнего десятилетия.
Настолько, что попытка понять текущую напряженность в «Манчестер Юнайтед» похожа на просьбу предоставить полный структурный анализ причин Сильдавской войны за независимость — смешение фракций, родовых претензий, народного несогласия, усатых императоров в изгнании.
У каждого здесь своя сторона. Сторонники против Глейзеров. Сторонники против Рэтклиффа. Глейзеры против Рэтклиффа (неактивно, но следите за новостями). А дальше — бесконечная борьба фанатов стадиона против фанатов интернета, юридического отдела MUFC plc против органов планирования, диссидентов против действующего менеджера, изгнанных бездельников с обидой, агентов, прихлебателей, паразитов.
Еще шаг — и вы окажетесь в утонувшем мире интернет-фанатизма, преданных Роналду, ультрас Оле, ностальгирующих по фотографиям шейха Джассима, правдорубов Неманьи Матича и всех прочих обид и незарубцевавшихся ран. И все это под звуковое сопровождение плачущих голов с острова Пасхи, входящих в состав пандитрической линии легенд «Юнайтед», постоянно подтверждающих собственную значимость, рассказывая что-то в подкастах, выдвигая теорию «Великий Рой Кин в истории», которая сама по себе является самодостаточной индустрией.
В конце концов, эти звуки настолько настойчивы, что прибытие людей в небесно-голубых футболках с соседнего двора, желающих сыграть в настоящий футбол, воспринимается почти как прерывание. Вы не против? Здесь идет непрерывная борьба за местное превосходство.
Но в гражданских войнах есть и свои плюсы. Во-первых, проиграть могут не все, по крайней мере, не одновременно. И это пока что хорошо для Рубена Аморима. Последний менеджер «Юнайтед», возможно, руководит ужасающим периодом своей формы, вызванным очевидным несоответствием евангельски упрямой тактики и плохо подобранного состава, но сейчас он фактически пуленепробиваем.
Для начала он может потерять себя в тумане чужих неудач. На самом деле никто не готов обвинить во всем этом последнего вошедшего в дверь человека. Возможно, было нелогично нанимать тактического идеолога в середине сезона, а затем просить его что-то придумать из имеющихся наработок. Но это вряд ли его вина. Когда кто-то входит в дверь в шапке с надписью «Мне очень нравятся фланговые защитники«, есть шанс, что ему действительно нравятся фланговые защитники.
Пока что главным достоинством Аморима является его легкая, сонная харизма, умение смеяться и казаться немного отстраненным, улыбка, линия челюсти, гардероб, кинематографические качества. Объединенным в этом штате не нужен еще один пустоглазый заключенный, еще один грустный отец. Им нужен крутой дядя. Как долго это продлится?
Ответ на этот вопрос, конечно же, таков: скорее всего, недолго. Ощущение, что дерби происходит по умолчанию, для Аморима больше не наступит. И есть как минимум три веские причины, почему эта игра на самом деле не мертва.
Во-первых, это шанс бросить гранату в сезон «Сити», который теперь сузился до маловероятной, но все же слегка обескураживающей перспективы пропустить Лигу чемпионов в следующем году.
В связи с этим важно, что у Аморима относительно неплохой послужной список против Пепа Гвардиолы. В воскресенье это может мало что значить. Этот рекорд охватывает два разных клуба и команды «Сити», находящиеся в различных конвульсиях. Но, возможно, здесь есть и тактический элемент.
Три года назад лиссабонский «Спортинг» Аморима был разгромлен «Сити» со счетом 5:0, выбрав оборонительную схему 5-3-2. В трех встречах с тех пор Аморим играл по схеме 3-4-3 с чуть более продвинутыми фланговыми игроками. Это совпало с ничьей 0:0 и победами 4:1 и 2:1 в этом сезоне. В первой из них «Сити» был в обмороке против «Спортинга». Вторая стала чудом Амада. Но, возможно, есть доказательства того, что форма хорошо приспособлена для поиска пространства за спинами защитников «Сити». Гвардиола, несомненно, отреагирует на это. Но заставить Гвардиолу реагировать — это тоже почетная нота.
Это второе, что предлагает воскресенье, — шанс показать хоть какой-то реальный прогресс под результатами, потому что в какой-то момент Амориму придется торговаться за свое будущее. Сейчас есть лишь смутное представление о том, как может выглядеть команда в форме Рубена. Юнайтед» выглядит лучше, когда в команде есть Лени Йоро и Патрик Доргу. Поражение от «Ноттингем Форест» в середине недели последовало за семью матчами без поражений.
Если и есть какой-то положительный показатель, то он заключается в том, что «Юнайтед» демонстрирует свои лучшие результаты против более классных команд. Кто-то может предположить, что это связано с тем, что футболисты выкладываются по полной перед ответственным днем. Возможно, здесь есть и тактический элемент. Жесткая форма Аморима более эффективна как реактивный способ игры. Когда футболка обтягивает тебя, как викторианский водолазный костюм, играть немного легче, если на тебя не давит необходимость держать мяч, определять игру, быть «Манчестер Юнайтед» в абстрактном понимании.
Это последняя ключевая нота перед воскресеньем. Все, что «Юнайтед» делает сейчас, по сути, является подготовкой к единственному живому элементу их сезона — Лиге Европы и возможности вернуться на большую сцену. Победа в этом соревновании не является чем-то невозможным. Для этого нужно пройти «Лион», а затем еще два раунда, в которых участвуют «Атлетик Бильбао», «Айнтрахт Франкфурт» и «Лацио».
Трудно переоценить важность этой возможности не только для Аморима, но и для клуба в целом. В новом формате Лиги чемпионов команды могут заработать 80 миллионов фунтов стерлингов только за выход в четвертьфинал. Эти деньги очень нужны этой неудержимой машине по выкачиванию денег. Они нужны бренду, который, несмотря на все доказательства обратного, отнюдь не является нерушимым.
Для эпохи Аморима это кажется потенциальным моментом Кубка Англии Марка Робинса, тем, что еще может дать импульс, бюджет, выправить корабль. Манчестер Юнайтед» всегда был сагой краха и восстановления, вплоть до первой большой реконструкции стадиона после того, как Люфтваффе разбомбили Олд Траффорд до основания. Следующие несколько недель — это, если не больше, возможность, которая начнется в воскресенье.
Комментарии