Я не очень хорошо провел время в университете. С академической точки зрения все было хорошо — поступила, получила 2:1 по истории и вылетела, — но в социальном плане мне пришлось нелегко. На это были разные причины, и в некоторых из них была моя вина. Например, вступление в нулевые общества. Например, вступление в университетский журнал, но ноль статей для него. И, например, то, что случилось в мой первый вечер.
Было около шести вечера в понедельник 27 сентября 1999 года, и я возвращался в свое общежитие после регистрации на курсы, проверки библиотеки и покупки первой пинты молока и буханки хлеба в магазине кампуса. Вдруг в дверь постучали. Это был Дэниел, парень из соседней комнаты, и он стоял рядом с двумя девушками, которых я никогда не видел, но которые были очень привлекательными.
«Ты в порядке, приятель», — сказал Дэниел. «Это[не помню ее имени] и[не помню ее имени]. Мы отправляемся на первый курс, если хочешь, можешь пойти с нами».
Любой нормальный 18-летний парень ухватился бы за возможность начать университетскую жизнь таким образом. Несомненно, их ждали хорошие времена. Даже великие времена. Времена, которые надолго останутся в памяти. К сожалению, я не был обычным 18-летним подростком.
«Спасибо за предложение, но я останусь дома и послушаю по радио матч «Ливерпуль» — «Эвертон»», — ответил я. Я большой фанат «Ливерпуля»». На их лицах отразились шок и замешательство. Думаю, одна из девушек назвала меня «большим чудаком», когда они шли обратно по коридору.
И вот, пока остальные студенты Роял Холлоуэй Лондонского университета веселились, я сидел один на односпальной кровати и смотрел трансляцию 161-го мерсисайдского дерби на BBC 5 Live. И какое же это было ужасное дерби для всех «красных»: «Ливерпуль» проиграл 1:0 на «Анфилде» после неудачной игры, в которой два игрока были удалены, в результате чего левый защитник Стив Стонтон вышел на замену.
Для хозяев это был вечер разочарований и фарса, а для гостей — вечер, который можно сполна насладиться. Победа над своими самыми ненавистными соперниками на их же поле привела к бурным празднованиям на выезде. Ведь тот триумф, случившийся чуть более четверти века назад, стал последним случаем, когда эвертонцы смогли насладиться дерби на «Анфилде». Единственный раз с тех пор это случилось в феврале 2021 года, когда из-за травмы «Ковида» матчи проходили на стадионах без зрителей.
Так что для «Эвертона» эта ночь остается особенной, и поэтому вполне уместно, что победный гол был забит особенным игроком. Кевин Кэмпбелл был тем человеком в синей форме, который нанес удар и в тот момент закрепил свое место в фольклоре «Гудисона». О «Супер Кев» говорят и по сей день, хотя эти разговоры приобрели более пикантный оттенок после внезапной кончины Кэмпбелла в июне из-за тяжелой болезни. Ему было всего 54 года.
«Опустошены новостями о Кев. Думаю обо всех его родных и близких», — написал Уэйн Руни в социальных сетях, отдавая дань уважения наставнику в первые годы жизни в «Эвертоне», а Тони Адамс, который был капитаном Кэмпбелла в «Арсенале», когда тот сам становился игроком первой команды, назвал его «человеком-гигантом с еще большим сердцем». Самую сильную и душераздирающую речь произнес сын Кэмпбелла, Тайрис. «Боль от этого неописуема», — сказал 25-летний парень, нападающий клуба «Шеффилд Юнайтед». «Он — мой кумир, тот, кем я хотел стать, когда вырасту. Я буду скучать по тебе, папа. Люблю тебя всегда».
Кэмпбелла обожали, в последние годы за то, что он носил галстук-бабочку и выступал в качестве комментатора, и из восьми клубов, за которые он выступал в течение 19 лет карьеры , ни один не принял его возвращение с большей теплотой, чем «Эвертон». Ведь именно девять голов, забитых им в первых восьми матчах после прибытия на правах аренды из «Трабзонспора», откуда он отчаянно хотел сбежать, подвергаясь расистским оскорблениям со стороны тогдашнего председателя клуба Мехмета Али Йилмаза, по сути, помогли ему удержаться в конце сезона 1998-99. А после того, как летом того года он стал постоянным игроком клуба, перейдя за 3 миллиона фунтов стерлингов, он стал лучшим бомбардиром клуба в течение следующих двух сезонов, а также их первым чернокожим капитаном.
Лидер, вдохновитель, бомбардир — все это сложилось для Кэмпбелла на Мерсисайде, и именно там он создал выдающийся индивидуальный момент в своей карьере, который до сих пор заставляет эвертонцев определенного возраста веселиться так, словно сейчас сентябрь 1999 года.
Гол на «Анфилде» появился всего через четыре минуты благодаря сочетанию небрежности «Ливерпуля» и решительности «Эвертона». Майкл Болл получил право на вбрасывание мяча перед трибуной «Столетия» и направил его в сторону Ника Бармби, когда человек, который менее года спустя совершит неоднозначный переход через Стэнли Парк, затаился на ближнем углу поля. Бармби не смог получить мяч после того, как Вегард Хеггем вышел вперед и сделал передачу. Однако норвежский правый защитник отбил мяч прямо в грудь Дитмару Хаманну, и, когда мяч отскочил назад, Бармби был готов завладеть им. Он повернулся, коснулся мяча и отдал пас в сторону «D». Мяч был в руках у любого, но вскоре стал принадлежать Фрэнсису Джефферсу, после того как 18-летний игрок ловко вышел из зоны и забрал мяч, а затем классно сыграл в пас, идеально выверенный с первого раза. Вышел вперед Кэмпбелл.
Партнер Джефферса по атаке оказался в офсайде, так как мяч пришел к нему в открытое пространство параллельно штрафной, но Джейми Каррагер оказался в положении «вне игры». 21-летний центральный защитник небрежно оборонялся, и Кэмпбелл воспользовался этим преимуществом, выбежав из-за спины другого центрального защитника хозяев, Сами Хююпя, и пробив мимо опередившего его Сандера Вестервельда. Голландский вратарь успел схватить мяч, но не настолько, чтобы помешать ему влететь в сетку. Болельщики, в том числе полдюжины тех, кому удалось пробраться на «Коп», пришли в ужас.
Когда мяч попал в сетку ворот, я увидел, как подскочили маленькие группки «Блюз», — сказал Кэмпбелл в интервью The Sportsman в 2021 году. Это было и остается одним из моих любимых воспоминаний в футболе».
Когда мяч попал к Фрэнни Джефферсу и тот перевел его мне, он отскочил на неудобную высоту, но я просто подумал: «Бей как можно лучше», и, к счастью для меня, мяч застал врасплох вратаря. Я был так горд, что мы забили раньше и выстояли».
И «Эвертон» полностью заслужил это. Как написал Пол Джойс в своем отчете для Daily Post, гости были «быстрыми и резкими, контролируемыми и продуманными» в своей схеме 5-3-2, держа «Ливерпуль» на расстоянии своим коллективным агрессивным прессингом. Хозяева практически не создали ни одного шанса, лучшим из которых стал дальний удар Эрика Мейера во втором тайме, который заставил вратаря «Эвертона» Пола Джеррарда удачно сыграть на ближней штанге.
Более того, «Ливерпуль» потерял голову. Майк Райли удачно избежал удаления Майкла Оуэна на 26-й минуте за удар Дэвида Вейра двумя ногами, а через две минуты 19-летний полузащитник Стивен Джеррард был удален Райли за фол на Кэмпбелле, который был настолько же высок, насколько и неконтролируем. На 75-й минуте Вестервельд и Джефферс также получили по красной за драку в пределах поля, и после выхода всех трех запасных в составе «Ливерпуля» вратарские перчатки пришлось надевать Стаунтону.
То, что ирландец хорошо справился с непривычной ролью, стало единственным положительным моментом для Жерара Улье в 10-й игре первого сезона француза в качестве единоличного менеджера «Ливерпуля». Для его коллеги Уолтера Смита это была первая победа в дерби и редкий момент ликования за время четырехлетнего пребывания шотландца в «Эвертоне». Болельщики и игроки были в экстазе, последние отметили триумф выпивкой в Альберт-доке, что для Кэмпбелла привело к несколько неловкой встрече. «Я пошел в туалет, и, когда я вошел, у писсуаров стоял всего один человек, и он показался мне знакомым — это был Стивен Джеррард», — рассказал он в интервью The Sportsman. «О нет, Кев, извини [за фол], — сказал он. Мы посмеялись над этим. Слушай, он был молодым парнем и сделал плохой вызов, но я этого не почувствовал. Особенно после пары кружек пива».
Тем временем в Роял Холлоуэй в середине ночи в моем общежитии сработала пожарная сигнализация, и я стоял на холоде рядом с группой людей, которых я едва знал или не знал вовсе. Дэниела и двух девушек там не было. Предположительно, они все еще гуляли.
Для Кэмпбелла это был «синий понедельник», а для меня — момент, которым он дорожил в самый важный период своей жизни. Это была пара, созданная на небесах, и я думаю, что мы нуждались друг в друге, если честно», — сказал он в интервью The Sportsman о своих шести годах в «Эвертоне», в течение которых он провел 145 матчей и забил 45 голов. Когда ты в «Эвертоне» и «Эвертон» тебя трогает, тебе знакомо это чувство. Я просто хотел, чтобы болельщики были счастливы».
Комментарии