Средивсех насущных проблем современности пробился один кризис: острая необходимость в большей поддержке, заботе и постоянных ролевых моделях для молодых мужчин, о чем убедительно говорится в сериале Netflix «Отрочество», исследуется в работе Центра социальной справедливости «Потерянные мальчики» и обсуждается в парламенте. Затем состоялась лекция бывшего тренера сборной Англии сэра Гарета Саутгейта на канале BBC Ричарда Димблби, которая подтвердила важность веры и стойкости для молодых людей в непростом мире.
Саутгейт продолжает олицетворять собой то, как по-новому могут соединиться спорт и общество. Теперь вопрос в том, готов ли весь спорт — его лидеры, тренеры, спортсмены, волонтеры и болельщики — взяться за дело, и есть ли у спорта коллективное видение, воля и компетентность, чтобы сделать это эффективно.
Саутгейт, Кейр Стармер и доклад CSJ призвали к тому, чтобы образцы для подражания предлагали иной путь, нежели популистские авторитеты, пропагандирующие видение мужественности, пронизанной эгоизмом, женоненавистничеством и нетерпимостью. Спорт должен быть очевидным местом для поиска лучших ролевых моделей. Тренеры оказывают формирующее влияние на молодых людей. Спортсменами восхищаются и считают их «крутыми», чего не скажешь о родителях, учителях и других взрослых.
Пришло время спорту доказать свою значимость за пределами развлечений и активного отдыха для части населения. Но для того чтобы спорт помог разрешить этот социальный кризис, необходимы изменения. Очень важно, чтобы лидеры поняли, что ответ не в том, чтобы просто больше заниматься спортом. Речь идет о другом качестве спорта и физической активности.
Во-первых, национальные руководящие органы, клубы и школы должны поставить цель в центр своих организаций. Погоня за растущим числом медалей и членов не означает успеха для спорта. Человеческий опыт общения и истории раскрытия потенциала — вот реальные результаты, которые имеют значение. Внимательное выслушивание молодых людей, пришедших на футбольную тренировку, — это не «приятная мелочь», если после тренировки остается время. Это самая важная вещь на тренировке. Это не может зависеть от прихоти или личности, это должно быть движущим смыслом существования спорта, внедренным во всю спортивную экосистему.
Во-вторых, необходимо провести национальную работу по составлению карты, чтобы гарантировать, что ни один мальчик — или девочка — не будет потерян для спорта и физической активности. Возможно, Саутгейт мог бы собрать лидеров разрозненного спортивного ландшафта, чтобы составить карту текущих положений, выяснить, где живут 4 миллиона детей, живущих в бедности, и как охватить «потерянных мальчиков». Необходимо не увеличение финансирования, а постоянная связь между секторами, чтобы охватить каждого молодого человека. Вдохновляющая работа ведется в «секторе спорта для развития». В большинстве видов спорта есть благотворительные организации, а боксерские клубы уже сто лет являются лидерами в борьбе с молодежной агрессией. Но есть упрямые пробелы, которые требуют более тесного сотрудничества и объединения существующих ресурсов.
В-третьих, это, пожалуй, самая большая проблема для спорта, которым обычно управляют те, для кого нынешняя система работает хорошо, — спорту необходимо внедрять инновации, адаптироваться и предоставлять то, что хотят и в чем нуждаются участники в нашем быстро меняющемся, гиперцифровом мире. Ответ заключается не только в том, чтобы больше заниматься спортом, но и в том, чтобы сделать спорт и физическую активность лучше для всех.
Это потребует более быстрой и целенаправленной революции в том, что значит быть спортивным тренером. Тренер — это не просто спорт, это люди, которые занимаются спортом. Однако большинство тренеров по-прежнему обучаются и нанимаются для того, чтобы обладать техническими и тактическими навыками. Необходимо новое видение и национальные амбиции, чтобы создать новые кадры тренеров, обладающих навыками специалиста по работе с молодежью, связями с сообществом за пределами спорта и компетентностью как в умственных, так и в физических навыках. Перетасовки существующих тренировочных значков и учебных программ будет недостаточно, чтобы воспитать сопереживающих фигур, для которых на первом месте всегда будут игроки, а не счет на табло — при понимании, что это в любом случае оптимизирует результаты. Речь идет о том, чтобы найти те «поучительные моменты», когда игрок слишком остро реагирует, испытывает трудности или беспокойство, предоставляя возможности для более глубокого обучения.
Мы знаем, какую важную роль могут играть наставники. Можем ли мы подписаться под национальной амбицией, чтобы каждый ребенок, которому он нужен, имел его? Дон Баррелл, исполнительный директор благотворительной организации Greenhouse Sports, занимающейся вопросами социальной мобильности, в ответ на лекцию Саутгейта напомнил нам о преобразующем воздействии своих штатных тренеров-наставников. Они работают в школах самых неблагополучных районов Великобритании и «показывают мальчикам, что их ценность определяется не бравадой или бравурностью, а характером, дисциплиной и вкладом в нечто большее, чем они сами… Они не просто тренируют спорт, они тренируют жизнь… Они помогают им поверить, часто впервые, что их жизнь имеет значение, что их будущее стоит того, чтобы его построить».
Можем ли мы в более широком масштабе перенять опыт проекта True Athlete Project (Tap), чья миссия заключается в создании более сострадательного мира через спорт? Его работа с элитными спортсменами и общественными спортивными клубами основана на осознанности. Перед началом любой тренировки, матча или мероприятия каждый уделяет время тому, как он проявляет себя, что он приносит с собой, хорошее или плохое в этот момент, и замечает свое влияние на себя и друг на друга, на тренеров и игроков. Уже ведутся переговоры с национальными спортивными федерациями о создании группы умелых «Tap-практиков», и их работа демонстрирует трансформацию, которая происходит благодаря встрече игроков, спортсменов и молодых людей там, где они находятся, — тонкий, но значительный сдвиг по сравнению со старыми мантрами «оставьте свои заботы за дверью».
Конечно, есть тренеры, учителя, наставники и волонтеры, которые уже делают это. Те, кто приходит в негламурные, сложные условия, мотивированные на то, чтобы отдать должное своему спорту, своему сообществу, следующему поколению. Возможно, у них не всегда самая модная экипировка, элитные медали или новейшие тактические приемы — но они обладают чем-то гораздо более волшебным и жизненно важным. Берегите их, лелейте их, цените их — и поддерживайте их как биение сердца спорта, играющего свою полную роль в наших сообществах.
Спорт должен сыграть свою роль, и сейчас самое время сделать шаг вперед. Проблема «потерянных мальчиков» дает спортивным лидерам возможность показать, что они хотят присоединиться к большой игре и подписаться под стремлением к тому, чтобы ни один ребенок больше не был потерян.
Комментарии