Когдав январе Зохиб Ислам Амири впервые с 2010 года вернулся играть в Афганистан, он надеялся изменить ситуацию к лучшему. «Я хотел попытаться вдохновить молодых афганских ребят», — говорит он. «Но как только я приехал туда, стало ясно, что дела обстоят еще хуже».
Амири, который дебютировал на международной арене в 2005 году в 15-летнем возрасте, а затем более десяти лет был капитаном команды, стал первым игроком сборной Афганистана, переехавшим за границу, когда в 2011 году он перешел в «Мумбаи». Возвращение защитника в Лигу чемпионов Афганистана за команду «Абу Муслим» — соревнование, учрежденное в 2021 году, когда талибы вернулись к власти, — никогда не должно было стать завершением его карьеры. Но после того, как его команда стала чемпионом после спорной победы со счетом 8:0 на фоне обвинений в подтасовках, Амири решил, что с него хватит.
Объектом его гнева стал президент Федерации футбола Афганистана (AFF) Мохаммад Каргар. «Президент Каргар все еще кладет все деньги в свои карманы и не вкладывает их в низовой уровень», — говорит Амири в качестве примера. Каргар отрицает это, но для Амири нет пути назад.
«Мотивации нет», — говорит он. «Последние 20 лет у меня была надежда, что, может быть, мы сможем что-то изменить для следующего поколения. Но когда видишь, что с каждым годом становится все хуже и хуже… Честно говоря, моя энергия и силы улетучились. Я отдал все для страны, и видеть, что происходит с нашим футболом под руководством Каргара, очень грустно».
Каргар, бывший игрок и тренер, который в подростковом возрасте был чемпионом страны по лыжам, занял пост президента АФФ в январе 2019 года, когда его предшественник Керамуудин Карим был пожизненно отстранен от футбола организацией Fifa после обвинений в сексуальном насилии. Каргар отверг обвинения в подтасовке двух матчей во время международного мужского турнира в 2008 году в Малайзии, когда он был тренером сборной Афганистана, и был обвинен в коррупции на посту президента, включая заявления, впервые опубликованные в Guardian в прошлом году, о том, что АФФ незаконно присваивала средства, предназначенные для инвестиций в развитие футбола в стране. Он и АФФ отрицают эти обвинения.
Двадцать один игрок объявил забастовку во время отборочных матчей чемпионата мира 2024 года против Катара и Кувейта, которые Афганистан крупно проиграл под руководством английского тренера Эшли Вествуда. Он продержался всего девять месяцев, несмотря на историческую победу над Индией и ничью в ответном матче с чемпионами Азии, Катаром. Но потом Каргар подумал, что, возможно, немного рискованно привлекать к работе постороннего человека, и решил избавиться от него», — говорит Амири, который тесно сотрудничал с Вествудом и помогал ему в некоторых вопросах во время работы бывшего защитника «Кру» и «Шеффилд Уэди».
Амири утверждает, что после июньской ничьей 0:0 с Катаром в Саудовской Аравии, где Афганистан играет с тех пор, как в прошлом году АФФ подписала соглашение о проведении домашних матчей, игрокам была выплачена лишь часть бонусов, обещанных шестью месяцами ранее.
«Каргар пришел и сказал всем игрокам, что у них [АФФ] есть 60 000 долларов, а мы получим по 500 долларов, как только появятся деньги», — рассказывает он. «Прошло несколько месяцев, а денег все не было, и мы спросили, что происходит. Каргар придумал кучу отговорок о том, что деньги задерживаются. Мы сыграли свою игру против Катара, и на следующий день он дал нам по 100 долларов. Мы не могли поверить в это. В последний год, когда другие ребята бойкотировали команду, я понял, что происходит. Иногда, когда ты игрок, ты не знаешь, что происходит на заднем плане. Но когда пришел Эшли, я стал больше заниматься тренерской работой и был потрясен, увидев, что происходит».
Поступали заявления о том, что некоторым сотрудникам АФФ не выплачивали зарплату в течение последних трех лет, поскольку из-за банковских ограничений и политической ситуации, сложившейся при талибах, Fifa не смогла предоставить финансирование в полном объеме в рамках программы Fifa Forward до 2023 года. Каргар настаивает на том, что АФФ остается независимой, но источники в Афганистане считают, что талибы проявляют пристальный интерес к делам федерации на протяжении последних трех лет.
«Никто в АФФ не может сдвинуться с места без приказа талибов», — говорит один из них. Они участвуют во всем». Некоторые президенты провинциальных федераций были отстранены от работы, потому что не подчинялись их приказам».
Амири говорит: «Каргар ведет хитроумные игры. Он посылает электронные письма в Fifa с просьбой не проводить новые выборы, потому что при талибах это небезопасно. Но, с другой стороны, он остается рядом с талибами, чтобы сохранить свою власть. Fifa должна провести расследование».
Каргар отверг все обвинения в коррупции и заявил в ответ на ряд вопросов Guardian, что «люди, распространяющие эти сообщения, преследуют свои личные интересы и находятся за пределами страны, не зная реалий Афганистана». Он также заявил, что в деятельность АФФ «не вмешивались» талибы.
«С самого начала мы объяснили талибам, что АФФ — неправительственная организация, действующая в соответствии с правилами Fifa и AFC [Азиатской футбольной конфедерации]», — сказал он. Талибан» официально опубликовал письмо, в котором говорится, что они поддерживают футбольную деятельность Афганистана. Это письмо также было передано в Fifa и AFC».
Представитель Fifa сказал: «Fifa продолжает внимательно следить за ситуацией и поддерживает контакт с афганской федерацией футбола и другими заинтересованными сторонами».
Амири, повесивший бутсы в 37 лет, завершает тренерскую квалификацию в Объединенных Арабских Эмиратах, чтобы начать следующий этап своей карьеры, и призвал провести выборы, чтобы решить, должен ли Каргар остаться у власти.
«Как бывший капитан сборной Афганистана, я должен говорить о том, что происходит», — говорит он. «Мы должны все исправить. Если я не сделаю этого сейчас, то как я смогу посмотреть на себя в зеркало, когда состарюсь, зная, что не принял меры? Я служу стране и не хочу видеть, как кто-то разрушает все в нашем футболе». Другие ребята пытались, но ничего не изменилось. Остается надеяться, что Fifa прислушается к нам и попытается помочь. Мы должны провести выборы».
Комментарии