Этобыло 14 ноября 1969 года. Для величайшего игрока мира это был не самый лучший пенальти. Скорее, неаккуратный удар в нижний угол. Но этого оказалось достаточно, чтобы Пеле и его команда «Сантос» открыли счет в товарищеском матче со счетом 3:0, одержав победу над скромным «Ботафого да Параиба». Что еще более важно, этот гол стал 999-м для великого человека. Или нет?
Пять дней спустя «Сантос» отправился в Рио-де-Жанейро, чтобы сразиться с «Васко да Гама» в кубковом матче, и казалось, что вся страна собралась в пещере «Маракана», чтобы увидеть кусочек футбольной истории. Несмотря на тропический ливень, все телеканалы, радиостанции и газеты протискивались вдоль боковой линии в ожидании волшебного момента.
Он наступил на 78-й минуте, и, к сожалению, это был очередной пенальти. На этот раз Пеле небрежно пробил в правый угол. Ничего впечатляющего, никакой сверхъестественной грации, стиля и баланса, которыми он так славился, но это все равно праздновалось так, словно Бразилия выиграла чемпионат мира.
Сантос» выиграл матч со счетом 2:1, но 80-тысячную толпу это, похоже, не волновало. Когда прозвучал финальный свисток, тысячи людей высыпали с трибун, а великого человека провели по полю и вынесли на плече. Празднования в Рио продолжались несколько дней, и это достижение заняло на первых страницах бразильских газет такое же место, как высадка «Аполлона-12» на Луну.
Это был 1000-й гол Пеле за карьеру. Или нет? Более четверти века спустя один бразильский журналист попытался привести в порядок хаотичную статистику карьеры Пеле и, ужас из ужасов, обнаружил потерянный гол.
Каким-то образом в записях не был зарегистрирован гол, забитый Пеле в матче с Парагваем (4:1) в рамках военного кубка Южной Америки в 1959 году. Последовавшая за этим перепроверка показала, что его 1000-й гол был забит в игре против «Ботафого да Параиба», а не в том, который дико праздновали в Рио на стадионе «Маракана».
Вряд ли стоит удивляться тому, что рекорды оказались ненадежными. Ведь они были получены не только из множества международных матчей, но и из путаницы местных, государственных и национальных игр, а также десятков малоизвестных товарищеских матчей, сыгранных по всему миру. В те времена «Сантос» мог сыграть с кем угодно — казалось, где угодно — за большой мешок денег и приличные расходы, поэтому ведение точных записей не было точной наукой.
Диего Марадона лучше всего выразил эту мысль, обсуждая 1000 голов в телевизионном чат-шоу с Пеле несколько лет назад, спросив его: «А кому ты их забивал, своим племянникам на заднем дворе?». Совсем недавно Криштиану Роналду с гораздо меньшим юмором предложил, чтобы, когда он забьет свою тысячу голов, все они хотя бы попали на видео.
Пеле, как правило, относился ко всему этому флегматично. В интервью 1995 года он сказал: «Слава богу, спор идет не о том, забил я тысячу голов или нет. Для меня не имеет значения, забил я свой тысячный гол в ворота «Васко» или нет. Это уже сделано».
Однако для одного человека это имело огромное значение. Вернитесь в 1969 год, и когда Пеле и Сантуш прибыли в отдаленный северо-восточный город Жуан-Песоа на матч «Ботафого», местный советник Деривалду Мендонса вручил ему ключ от города, ловко договорившись, что Пеле в ответ передаст ему свою футболку после игры.
Вот тут-то все и стало немного странным. Вскоре после того, как Пеле забил пенальти на 17-й минуте, кипер «Сантоса» внезапно театрально заболел, и, к раздражению 20-тысячной толпы, Пеле заменил его в воротах, чтобы он не забил свой 1000-й гол в глуши и, как утверждали циники, оставил этот момент для игры на национальном стадионе. Перед тем как встать между клюшками, Пеле подбежал к боковой линии и отдал свою футболку, сказав члену совета директоров Мендонсе: «Вот ваша футболка, господин советник. Воля ваша исполнена».
Долгие годы белая футболка с номером 10 хранилась в семье, а когда записи изменились, он понял, что теперь у него есть футболка, в которой был забит 1000-й гол, а не 999-й.
Именно эта футболка, которая теперь принадлежит Стиву Сантосу Барлоу, другу семьи Мендонса и наблюдавшему за игрой в Жуан-Песоа в 10-летнем возрасте, станет центральным экспонатом большого футбольного аукциона, организованного компанией Hanson World Football на Уэмбли 10 апреля.
По оценкам, за нее можно выручить до 500 000 фунтов стерлингов, что намного больше, чем за его футболки, в которых он выиграл финалы чемпионатов мира 1958 и 1970 годов и которые в начале 00-х были проданы за 70 000 и 157 000 фунтов стерлингов соответственно. Но до рекорда, установленного при продаже футболки Марадоны, в которой он играл во втором тайме четвертьфинала чемпионата мира по футболу между Аргентиной и Англией, «Рука Бога», скорее всего, еще далеко. Несколько лет назад она была продана более чем за 7 миллионов фунтов стерлингов, а шесть футболок Лионеля Месси с последнего чемпионата мира в 2023 году ушли за 6 миллионов фунтов стерлингов.
Самой дорогой спортивной футболкой является футболка Бейба Рута, выигравшего Мировую серию 1932 года в составе команды New York Yankees, в которой он указал на трибуны перед тем, как сделать хоум-ран. Прошлым летом она была продана за 24 миллиона долларов (18,5 миллиона фунтов стерлингов).
Происхождение футболки Пеле из «Сантоса» неоспоримо, однако математика его карьеры остается гораздо более туманной. Есть те, кто утверждает, что половина его голов была забита во внеконкурсных матчах. Но Книга рекордов Гиннесса все же признает его официальное количество голов в карьере — 1 279 в 1 363 матчах. В одном из футбольных журналов 60-х годов даже было сообщение о том, что рекорд не дотягивает до 150 голов, поскольку в нем отсутствуют все голы, забитые Пеле за юношескую команду в период между 14 и 16 днями рождения — в возрасте, когда он перешел в «Сантос».
Как бы там ни было, место Пеле в пантеоне величайших футболистов мира гарантировано, а его немытая, испачканная грязью и потом футболка остается уникальной частью футбольной истории, которая, вероятно, зарегистрирует еще не одну стратосферную цифру.
Комментарии