На этойнеделе президент Дональд Трамп созвал молитвенное собрание в Овальном кабинете. Собравшись вокруг стола Resolute, построенного из бревен британского военно-морского судна, несколько пасторов возложили руки на редеющие волосы президента и помолились за его успех. Единственный другой предмет на столе? Огромная затейливая безделушка, которая станет трофеем клубного чемпионата мира по футболу.

То, что Трампу должен понравиться предмет, покрытый 24-каратным золотым напылением и разработанный нью-йоркскими ювелирами Tiffany & Co, возможно, не является большим сюрпризом. Но его видное место на самом значимом рабочем столе в мире наверняка приветствовал и президент Fifa Джанни Инфантино, который оставил трофей у Трампа в этом месяце во время своего визита в Белый дом, через неделю после Владимира Зеленского.

В конце концов, у Инфантино есть конкурс, который нужно продать. Клубный чемпионат мира пройдет этим летом в США, и по мере того, как обратный отсчет ускоряется, ключевые вопросы еще не решены. До начала турнира осталось менее 100 дней, а билеты на все матчи еще можно купить, при этом на многие матчи не проданы значительные участки мест. Новаторская сделка по глобальной трансляции между Fifa и стриминговой платформой Dazn пока не привела к заключению сублицензионных соглашений с национальными вещателями. Другие организаторы соревнований — в том числе Премьер-лига — также в ярости из-за того, что считают захватом земли и навязыванием напряженного календаря матчей. В то же время у Клубного чемпионата мира есть реальный шанс изменить парадигму клубного футбола.

Модернизированный и расширенный по сравнению с соревнованием, начавшимся в 2000 году, когда восемь региональных чемпионов сражались друг с другом в турнире на выбывание, Клубный чемпионат мира этим летом будет включать 32 команды в формате 46 матчей, включающих групповой и нокаут-стадии, и продлится месяц. В соревнованиях примут участие «Челси» и «Манчестер Сити», мадридский «Реал», мюнхенская «Бавария» и «Интер». Этим гигантам предстоит сразиться с меньшими светилами международной игры, такими как победители Африканской лиги чемпионов 2022 года марокканский «Уидад» и новозеландский «Окленд Сити», который квалифицировался как лучшая клубная команда Океании.

То, что на стадионе Inter&Co Stadium в Орландо, вмещающем 25 000 зрителей, еще осталось много билетов на матч «Окленда» с «Бенфикой» 20 июня, пожалуй, стоит ожидать. То же самое касается матча «Манчестер Сити» — «Аль-Айн» на стадионе «Мерседес-Бенц» в Атланте (даже если это дерби Абу-Даби). Но и на матчи с более узнаваемыми именами тоже есть много билетов. Например, на матч «Сити» — «Ювентус» 26 июня остается непроданной треть 20-тысячного стадиона Camping World Stadium в Орландо, а матч «Интер Майами» — «Порту» 19 июня выглядит слишком маленьким для 75-тысячного стадиона в Атланте, включая «эффект Месси». Невысокие продажи наблюдаются и на все матчи нокаут-раунда.

Fifa утверждает, что некоторые матчи уже распроданы, хотя спорный процесс авторизованной перепродажи билетов, действующий на турнире, — когда вы можете купить билет и тут же продать его по новой цене на той же платформе — означает, что вы все равно можете купить место. Компания также отмечает, что в новом футбольном очаге Флориды спрос выше, чем в других частях страны. В то же время, однако, Fifa признает, что пытается запустить турнир в стране, где футбол в лучшем случае является четвертым по популярности видом спорта, и в то время года, когда у среднего американского потребителя есть выбор из любого количества возможных развлечений. В ближайшие недели Fifa намерена усилить маркетинг, надеясь склонить на свою сторону тех, кто принимает решения, но сначала ей необходимо найти замену одному из своих конкурентов, поскольку мексиканская команда «Леон» была исключена из соревнований за нарушение правил Fifa о владении несколькими клубами.

Спортивный мир внимательно следит за каждым изменением в развитии Кубка: одни с ужасом, другие с нетерпением. Для Адама Келли, президента гиганта спортивного маркетинга IMG, нет сомнений в том, что Fifa осуществляет проект, который зрители хотят видеть, даже несмотря на значительные риски.

«Я смотрю на это и, честно говоря, должен похвалить Fifa, потому что они ведут себя смело и идут на действительно значительный риск», — сказал он. «Я думаю, они обязаны лучше отражать индустрию, в которой работают, особенно в части инноваций. Я думаю, они обязаны попробовать что-то новое. Fifa создает клубное мероприятие, которое, как они говорят, без сомнения, будет на вершине клубной игры, и в этом их амбиции. Я думаю, вы должны аплодировать этому».

Поскольку профессиональный спорт все больше становится частью глобальной индустрии развлечений, Келли утверждает, что значение элитных соревнований растет. «Скептики будут говорить, что это игра власти, политический ход», — говорит он. «Они будут задавать вопросы о количестве соревнований. Но из тех цифр, которые мы видим, следует, что спорт ставит новые рекорды там, где вы привлекаете болельщиков и вовлеченность в соревнования на вершину пирамиды. Так, мы видели рекорды, установленные на чемпионате мира по футболу среди мужчин и женщин. Копа Америка, Евро, Кубок Персидского залива в регионе MENA — все они также подтверждают эту тенденцию».

Келли не удивлен тем, что продажи билетов на незнакомое соревнование идут медленно, но утверждает, что у Fifa есть ряд маркетинговых рычагов, за которые можно потянуть до начала мероприятия, даже без вмешательства Белого дома. И если 16 июня, когда южнокорейский «Ульсан» встретится с «Мамелоди Сандаунс», в зале будут пустые места, Fifa все равно сделает большой шаг к беспрецедентной глобализации клубной игры.

«Если посмотреть на все в целом, то есть лиги, которые недовольны, некоторые федерации, а на уровне конфедераций все неоднозначно: то ли они действительно поддерживают, то ли у них есть какие-то опасения», — говорит он. «Но в целом, когда начнется первая игра, я думаю, интерес будет большим».