Распространенность игорных денег в европейском футболе была выявлена в результате нового исследования, согласно которому две трети команд из 31 высшего дивизиона имеют как минимум одну спонсорскую сделку с букмекерской конторой.

В то время как Премьер-лига ведет отсчет времени до вступления в силу в следующем году запрета на спонсорство футболок игорными компаниями, данные показывают, что клубы в европейских странах нашли способы обойти эти ограничения.

Трансграничный журналистский коллектив Investigate Europe провел анализ высших дивизионов в ЕС и Великобритании, которым поделился с Guardian. Среди результатов исследования группа отметила следующее:

296 из 442 команд имеют в этом сезоне как минимум одного партнера по ставкам.

145 команд разместили спонсорство азартных игр на передней части своих футболок.

Клубы Италии и Бельгии обходят запреты на футболки, размещая на них логотипы благотворительных фондов игорных компаний или новостных/развлекательных сайтов.

14 из 31 проанализированной лиги полагаются на букмекерскую компанию в качестве титульного спонсора.

27 клубов из пяти ведущих европейских лиг сотрудничают с букмекерскими компаниями, работающими в Азии.

Повсеместное распространение рекламы азартных игр в Премьер-лиге хорошо задокументировано. Одиннадцать команд имеют логотип азартных игр на передней части своих футболок сезона 2024-25, что является самым высоким показателем среди пяти ведущих лиг Европы, и у каждой команды есть партнер по букмекерским операциям. Согласно исследованию Global Data, проведенному Investigate Europe, букмекерские бренды потратили около 135 миллионов долларов (104 миллиона фунтов стерлингов) на покупку футболок в английском высшем дивизионе в этом сезоне.

Другие континентальные лиги сокращают разрыв. В голландской Эредивизие у каждой команды есть партнер по ставкам или спонсор. Португалия, Греция и Германия также являются заметными и прибыльными рынками, говорится в исследовании. Но даже на более мелких рынках широко распространена реклама: большинство команд высшей лиги в Венгрии, Румынии и Болгарии носят логотипы букмекерских контор на своих футболках.

Английские футбольные клубы согласились на добровольный запрет спонсорства на футболке с сезона 2026-27, но Investigate Europe обнаружило, что в странах, где такие запреты были введены, команды, очевидно, использовали лазейки. Например, в Бельгии в январе вступил в силу закон, ограничивающий спонсорство рукавами и задней частью футболок. Тем не менее, несколько клубов Про-лиги разместили эмблемы букмекерских контор на передней части футболок, используя суббренды, включающие только часть названия компании. Например, действующие чемпионы, клуб «Брюгге», сменили спонсора своей футболки с Unibet на U-Experts, новостное приложение, созданное Unibet, со ссылками на его казино.

В Италии, где аналогичное ограничение было введено в 2018 году, в 2024-25 годах три команды Серии А имеют спонсоров футболок, примыкающих к ставкам: Интер (Betsson.sport), Парма (AdmiralBet.news) и Лечче (BetItalyPay).

Милан» был уличен в продвижении букмекерского бренда, не имеющего лицензии на ведение деятельности в Италии. Милан» заключил соглашение с Boomerang Bet в июле 2024 года в качестве своего регионального партнера в Европе. Это произошло несмотря на то, что бренд был внесен в черный список итальянских властей и работал без местной лицензии, что является обязательным требованием для итальянского рынка ставок. Милан» и «Бумеранг» не ответили на просьбу Investigate Europe о комментарии.

Другие клубы поддерживают компании, внесенные в черные списки национальных властей в других странах континента за отсутствие необходимых местных лицензий, а также широко представлены азиатские букмекеры, многие из которых официально не работают в Европе. Двадцать семь команд из пяти ведущих лиг имеют партнерские отношения с 22 азиатскими брендами. В Италии восемь команд заключили сделки, видимые только при посещении клубных сайтов из Азии или через азиатский VPN.

Как показали дальнейшие исследования, важность спонсорства на первой футболке сама по себе является спорным вопросом. Согласно исследованию ученых из Бристольского университета, в первые выходные Премьер-лиги на стадионах, по телевидению, радио и в социальных сетях транслировалось почти 30 000 рекламных роликов азартных игр, что на 165 % больше, чем годом ранее. На долю спонсоров футболок пришлось менее 10 % от этого количества.

Чарльз Ливингстон, член экспертной группы Всемирной организации здравоохранения по азартным играм и игровым расстройствам, говорит, что, как показывают исследования, чем чаще вы видите рекламу азартных игр, тем больше вероятность того, что вы будете играть, и что реклама остается ключевым фактором в стратегии букмекерских контор.

По словам Ливингстона, индустрия тратит миллионы на рекламные акции, «потому что это помогает им привлекать новых игроков». «А причина… в том, что лучшие клиенты — это те, кто разоряется. Поэтому им постоянно приходится нанимать новых игроков, чтобы заменить тех, кто просадил все свои деньги, все свои активы и все свои отношения».