2 марта в американском Сент-Питерсберге стартует новый сезон серии IndyCar. Для российских болельщиков появился дополнительный повод следить за лучшими гонками планеты с открытыми колёсами, как скромно и, может быть, обоснованно считают многие участники чемпионата: впервые с 2017 года на старт выйдет российский гонщик – Роберт Шварцман. До него в «Индикаре» выступал только Михаил Алёшин, у которого за неполных три сезона были и неудачи, и поулы с подиумами, и упущенная из рук победа, и, к сожалению, тяжелая авария на суперспидвее в Фонтане.
Шанс есть у всех
«Индикар», которым уже пять лет владеет компания Роджера Пенске, считается серией, гонку в которой выиграть может каждый. Вот только в конечном итоге титулы берут одни и те же: с 2013 года чемпионский титул достаётся гонщикам либо Team Penske, либо Chip Ganassi Racing. В чемпионате используются одинаковые шасси Dallara DW12 и одинаковый аэропакет, а разница в характеристиках между моторами Honda и Chevrolet минимальна. Однако некоторые вещи, такие как амортизаторы, подшипники или воздуховоды тормозов, командам разрешено производить и дорабатывать, а также неограниченно пользоваться аэротрубой в поисках аэродинамических настроек. Так что крупные и богатые коллективы всё равно имеют преимущество на долгой дистанции чемпионата.
Но в каждой конкретной гонке победить или занять призовое место может действительно почти каждый. Во-первых, в серии действует отличное от Формулы-1 правило жёлтых флагов. При их появлении на трассу неминуемо выезжает пейс-кар, а заезд на пит-лейн закрывается до тех пор, пока пелотон не соберется за машиной безопасности и не будет устранена опасность. Поскольку на некоторых трассах, особенно городских, машина безопасности выезжает часто и надолго, это позволяет стратегам поиграться с тактикой дозаправок и смены резины и даже отыграть круги отставания. Так что если ваш любимый пилот попадает в аварию и проигрывает круг в самом начале гонки, не спешите выключать телевизор (или закрывать вкладку в браузере), поскольку остаётся вероятность увидеть его даже на подиуме.
Во-вторых, некоторые команды лучше других подбирают настройки к определённым трассам, и даже аутсайдеры серии нет-нет да и выстреливают не только в «шаровых» гонках, но и вполне заслуженно.
Изменения в правилах
В середине прошлого сезона «Индикар» торопливо перешёл на гибридные двигатели, за что получил порцию критики и от гонщиков, и от болельщиков из-за не самой высокой надёжности и сложности в использовании. Система состоит из мотора-генератора (MGU) и системы хранения энергии (ESS), которые утрамбовали между двигателем и коробкой передач. Дополнительная мощность может рекуперироваться как автоматически на торможениях, так и вручную гонщиком, иначе на овалах, где почти не пользуются педалью тормоза, она будет бесполезна.
Прирост мощности должен быть порядка 120 л/с, что может повысить общую мощность двигателя вплоть до 900 л/с. Причём, в отличие от системы push-to-pass, которая никуда не делась, гибридная установка не имеет ограничений по общему времени использования в течение гонки.
С нынешнего сезона введена система чартеров: стартовое поле каждой гонки теперь ограничат 27 машинами, а гарантированные места на старте получают все команды, которые выставляли автомобили на полном расписании в 2023 году, но не более трёх штук на команду. Таким образом, накопилось 25 чартерных мест, и к ним добавляется две «бесчартерных» машины Prema.
В прошлом году Ganassi, например, выставляла сразу пять машин, но теперь это не имеет большого смысла: во-первых, тогда за места на старте придётся бороться с гонщиками итальянской команды; во-вторых, компенсация в $ 1 млн по итогам сезона будет доступна только чартерным машинам, и то не всем, а 22 лучшим. Правило чартеров не распространяется на «Инди-500», там всё по-прежнему: 33 стартовых места и любое количество желающих заявиться на квалификацию.
Рейтинги и календарь
Календарь чемпионата традиционно компактный: в этом году сезон закончится уже в последние дни августа. Такое расписание сугубо прагматичное: 4 сентября стартует регулярный сезон НФЛ, с телевизионными рейтингами которого «Индикар» состязаться не в состоянии – при пересечении трансляций с футболом рейтинги гонок падают минимум вдвое.
Зато «Индикар» может похвастаться тем, что проводит самое посещаемое спортивное мероприятие на планете. Вообще среди всех существующих. «Индианаполис-500» — гонка, победа в которой ценится не меньше, чем титул во всём сезоне. Не зря победителя «Инди-500» величают чемпионом. Посмотреть «величайший гоночный спектакль» на трибуны и места свободного размещения приходит до полумиллиона болельщиков, еще 5-6 млн американских зрителей наблюдают за гонкой в прямом эфире по телевидению.
Рейтинг остальных гонок «Индикара» в Америке даже близко не сравним с этой цифрой, но год из года растёт и вполне конкурирует с американскими этапами Формулы-1: каждую гонку тоже смотрит примерно 1 млн человек. Цифры относительно небольшие – столько же американцев следит за вторым дивизионом NASCAR. Обычная гонка Кубка, к слову, собирает у экранов вдвое-втрое больше людей. В этом году стоит тоже ожидать увеличения рейтингов – трансляции перешли на крупный канал Fox, которые переманили из Формулы-1 знаменитого комментатора Уилла Бакстона.
Изменений в календаре немного: этапов всё так же 17, в зачёт добавлена гонка на трассе «Термал клаб», но выкинута одна из двух гонок на старейшем гоночном кольце в мире «Милуокская миля». В прошлом году в «Термале» состоялся внезачётный этап со странным форматом на выбывание. Хоть уснувших во время трансляции оказалось больше, чем досмотревших гонку, «Индикар» в ней разглядел большой успех.
IndyCar. Календарь сезона-2025:
Команды и гонщики
На полном расписании заявлено 27 автомобилей из 11 команд. Ещё минимум шесть автомобилей будет выставлено только на «Инди-500».
Chip Ganassi Racing/Honda
Один из двух сильнейших коллективов серии под руководством Чипа Ганасси не намерен сбавлять обороты. Чип удержал у себя Алекса Палоу, собравшегося было в McLaren, за что тот отплатил ему двумя титулами подряд. Скромного 27-летнего Алекса не назвать яркой звездой с огромной фан-базой, но, когда он оказывается за рулём «Даллары», равных ему немного. Мало того, что испанец феноменально быстр и стабилен, он лучше многих умеет сохранять резину и экономить топливо, что в «Индикаре» чрезвычайно важно. В этом плане у него хороший учитель – шестикратный чемпион Скотт Диксон.
Новозеландцу в этом году исполнится 45 лет, и лучшие годы, вероятно, позади, но Диксон всё еще быстр: с 2005 года не было сезона, в котором он бы не выигрывал гонки. Если в Формуле-1 была полушуточная примета – в сложных условиях копируй тактику Дженсона Баттона и не прогадаешь, то в «Индикаре» такая чуйка есть у Диксона – в гонке с непредсказуемыми условиями с большим количеством жёлтых флагов добиться хорошего результата и вправду может любой, только часто этим «любым» оказывается Скотт. Третьим гонщиком Чипа станет Киффин Симпсон, уроженец Каймановых островов. Это его второй сезон в серии: первый оказался на редкость невзрачным, однако у него хорошие спонсоры.
Team Penske/Chevrolet
Если у Диксона часто всё идет хорошо, когда всё в гонке идёт плохо, то у Уилла Пауэра – наоборот. Жёлтые флаги на трассе? Будьте уверены, они запорят гонку Пауэру. Заглохла машина лидера на рестарте? Это Пауэр. Отстегнулись ремни безопасности в решающей гонке? Ну, вы поняли… Тем не менее Уилл является одним из лучших гонщиков за всю историю «Индикара», а по числу поулов он рекордсмен. Но австралийцу скоро исполнится 44 года, его контракт заканчивается в 2025-м, а Роджер Пенске уже присматривает замену (о чём ниже). После спада в 2023 году, связанного во многом с семейными обстоятельствами, в прошлом сезоне двукратный чемпион вернулся на победную тропу и до финиша последней гонки оставался единственным, кто ещё мог остановить Палоу.
Другой двукратный чемпион, Джозеф Ньюгарден, в прошлом году слегка сдал: наделал много ненужных ошибок и в целом смотрелся чуть хуже напарников, но у него есть мощный козырь в рукаве – две подряд победы в «Инди-500», и вообще овалы – его сильное место. Скотт Макглоклин, трёхкратный чемпион австралийских суперкаров, хорош во всём: он быстр и на овалах, и на дорожных трассах. Пожалуй, у несгибаемого Роджера самое сильное трио пилотов, любой из которых может стать чемпионом.
Arrow McLaren/Chevrolet
Команда Зака Брауна, которой теперь будет управлять Тони Канаан, «выросла» из коллектива Сэма Шмидта, за который и выступал Михаил Алёшин, и в прошлом сезоне запомнилась скорее скандалами, чем победами: в машине №6 сменилось сразу четыре гонщика, и расставались с ними весьма некрасиво. Сломавший перед сезоном руку Дэвид Малукас так и не сел за руль в гонках, заменившего его Каллума Айлотта быстро подвинули ради Тео Пуршера, а когда на горизонте замаячил богатый Нолан Сигель, уже француз услышал «оревуар» в свой адрес. 20-летний Сигель остался в этой машине и на 2025 год, и чего-то грандиозного ожидать от него не приходится, хотя в прошлом году он и выдал пару крепких этапов.
Забойщиками «Макларена» будут другие. Пато О’Уорд начинает свой шестой сезон в команде уверенным лидером: мексиканец всегда где-то близко к борьбе за титул и уже выиграл семь гонок. Его новым напарником будет выходец из Формулы-2 датчанин Кристиан Лундгор, уставший ждать стабильно хорошую машину в «РЛЛ». Если в 2023 году ему удалось выиграть один раз, то прошлый год прошёл без побед. Будет и вторая попытка чемпиона NASCAR 2021 года Кайла Ларсона сделать Double Duty – проехать в один день гонку «Инди-500» в «Индикаре» и «Шарлотт-600» в «Наскаре».
Andretti Global/Honda
Кажется, последние несколько лет команда Майкла Андретти уделяла больше внимания Формуле-1, чем «Индикару» и как-то постепенно из ведущей команды превратилась в догоняющую. Главной новостью межсезонья стал уход Майкла из команды, носящей его имя. Похоже, в этом году мы не увидим его ни в каком качестве, а руководить командой будет Дэн Таурисс. Но прошлый сезон был неплох, и после того, как к ним присоединился главный гоночный инженер Крейг Хэмпсон, стал ещё лучше. Колтон Херта выиграл пару гонок и на флажке опередил прозевавших последнюю гонку пилотов Penske, став вице-чемпионом.
Для давно подающего большие надежды Колтона наступающий сезон будет уже седьмым в серии, и, если всё сложится не хуже, чем в прошлом году, почему бы не помечтать о Формуле-1 за рулём «Кадиллака»? Американцу ведь, несмотря на опыт, только предстоит отпраздновать четвертьвековой юбилей.
Кайл Кирквуд и Маркус Эрикссон остались в команде, от каждого из них можно ожидать побед в предстоящем сезоне, но вряд ли сражения за чемпионат. На «Инди-500» вернётся за руль и Марко Андретти – для него это будет уже 20-я подряд попытка победить в «пятисотке».
A.J. Foyt Racing/Chevrolet
Лучшему гонщику в истории американских чемпионатов на машинах с открытыми колёсами Энтони Джозефу Фойту исполнилось, страшно сказать, 90 лет. Но уходить на покой он пока что не собирается, тем более что, вероятно, его команду ждёт лучший за долгие годы сезон. Техническую поддержку Фойту оказывают сами Penske, гонщики подобрались тоже что надо. Снискавший скандальную славу в Европе Сантино Ферруччи вернулся за океан, где провёл несколько классных сезонов, если учитывать уровень команд, за которые он выступал. В прошлом году он умудрился попасть в топ-10 чемпионата, чего с гонщиками Фойта не случалось больше 20 лет. Ему на усиление в середине прошлого сезона пришёл Дэвид Малукас, у которого, так сказать, не срослось с McLaren. Малукас тоже мастер выжимать все соки из слабых машин, к тому же его греет мысль, что Роджер Пенске именно в Дэвиде видит преемника Уилла Пауэра. Может быть, уже даже в 2026 году.
Ed Carpenter Racing/Chevrolet
От команды Эда Карпентера трудно ожидать каких-то постоянных успехов. Лучшие времена у неё были лет 10 назад, когда за Карпентера выступал Джозеф Ньюгарден. Но Эд подписал к себе Александера Росси взамен вечно подающего большие надежды Ринуса Викея, а Росси временами бывает очень быстр. С учётом того, что машины EDR часто бывают хороши на овалах, как минимум на «Инди-500» они постараются побороться за победу. В команде остался на второй год и чемпион Indy NXT 2023 года датчанин Крис Расмуссен – в прошлом году чем-то особенным он не запомнился. Команда традиционно выставляет на овалах и третий автомобиль для своего босса Эда Карпентера, однако в этом году Эд, похоже, ограничится лишь гонкой на «Старой кирпичнице».
Meyer Shank Racing/Honda
Команда Майкла Шэнка и Джима Мейера сначала добилась успехов в Grand-Am и IMSA, после чего пришла в «Индикар» в 2017 году, несколько лет выставляя автомобиль на неполном расписании при технической поддержке команды Майкла Андретти. За рулём был Джек Харви, у которого были пусть и скромные, но успехи, пока в 2021 году MSR не заявили вторую машину на «Инди-500» для Элио Кастроневеса. И это была сенсация: бразилец выиграл эту гонку в четвёртый раз в карьере! Элио в этом году стукнет 50 лет, и он опять примет участие в «пятисотке», но, похоже, только в ней.
Швед Феликс Розенквист остался в обойме – в прошлом году он хорошо показал себя прежде всего в квалификациях. Тут же нашёл себе место Маркус Армстронг, оказавшийся лишним у Чипа Ганасcи из-за сокращения количества машин. Маркус редко мог тягаться с Палоу и Диксоном, но и больших глупостей не делал. Поскольку с этого года Ganassi является техническим партнёром Meyer Shank, Чип легко сосватал новозеландца Майклу Шэнку.
Rahal Letterman Lanigan Racing/Honda
Коллектив легендарного в Америке Бобби Рейхола переживает не лучшие времена, и просвета не видно. Титул самого Бобби в первом для команды сезоне в 1992 году так и остался единственным, а последними большими успехами стали победы Такумы Сато в «Инди-500» 2020 года да Лундгора в Торонто пару лет назад. Лундгор ушёл в McLaren, и вместо него поедет подающий большие надежды новичок – действующий чемпион Indy NXT Луис Фостер, ему 21 год. За команду отца продолжит выступать Грэм Рейхол, который боролся за титул в 2015-2017 годах, но с тех пор заметно скис. Низшей точкой его карьеры была «Инди-500» 2023 года, куда он не смог квалифицироваться. У RLL есть право на третью машину, которой в прошлом году управлял невзрачный Пьетро Фиттипальди. Сейчас его место займёт другой рента-драйвер Девлин ДеФранческо. Прошлый сезон он пропустил, но до этого два года исправно платил Майклу Андретти, чтобы за 34 гонки ни разу не попасть в топ-10.
Juncos Hollinger Racing/Chevrolet
Не сказать, что слишком хороший сезон ждёт и Рикардо Хункоса. В прошлогоднем Детройте гонщик McLaren — в тот момент это был Тео Пуршер — вынес гонщика Juncos Агустина Канапино в стену. За что получил огромную порцию негативных комментариев от аргентинских болельщиков. От соотечественников не отставал и Канапино, лайкнувший некоторые из комментариев. Ситуация разрослась настолько, что Канапино уволили из команды, а McLaren объявила о расторжении партнёрства с Juncos. Концовку чемпионата проехал вечный подменный «Индикара» Конор Дэли, да так удачно, что не только принёс команде первый подиум, но и застолбил себе место на полный сезон, чем огорчил Ромена Грожана, оставшегося не у дел. Второе место в команде отдали богатому Стинг Рэю Роббу, у которого за плечами уже два слабых сезона.
Dale Coyne Racing/Honda
Команда Дэйла Койна – вечный аутсайдер «Индикара». Тем не менее вот уже 40 лет как продолжает выступать. У них были локальные успехи, когда за неё ездили гонщики топ-уровня вроде Себастьена Бурде или Джастина Уилсона, неплохо смотрелись Дэвид Малукас и Ромен Грожан, а Алексу Палоу Койн дал путёвку в жизнь. Но в прошлом году команда была больше похожа на прокатную контору: часто за рулём оказывался тот, кто брал трубку от Койна и не знал, чем занять себя в выходные. Лишь Джек Харви более-менее проехал весь сезон. Успехов ожидаемо не было никаких, и в этом году ждать их не стоит, однако кое-какие подвижки в лучшую сторону есть. Койн буквально за две недели до старта сезона договорился с Ринусом ВиКеем, и нидерландец, в активе которого есть одна победа, вероятно, лучший вариант из имеющихся. Вторая машина занята вице-чемпионом IndyNXT Джейкобом Абелем — кроме нескольких побед в прошлом году младшей категории, он ничем не выделяется.
Prema Racing/Chevrolet
Большой ажиотаж вызвало решение, пожалуй, самой успешной команды юниорских серий Европы заявиться в «Индикар». Намерения у команды серьёзные, и приглашение одного из лучших инженеров Америки Майкла Кэннона тому подтверждение. Только вот Кэннон ушёл из команды, не проработав и пары месяцев — объяснил разрыв тем, что в команде не желали его слушать. Пока неизвестно, как это скажется на «Преме». За опытного гонщика в команду взяли Каллума Айлотта – британец уже несколько лет выступает за океаном, но без особых успехов. Правда, и гонки почти все были за «Хункос», особым успехам там неоткуда было взяться. Ну а Роберт Шварцман только будет осваиваться в серии.
Значит ли всё это, что ожидания надо снизить до минимума? На бумаге, в первый год побед ждать не приходится, но чем и хорош «Индикар», так это непредсказуемостью. «Према» — достаточно сильный коллектив, а Роб и Каллум — не самые слабые пилоты, чтобы ошиваться на последних местах. Есть устоявшееся поверье, что срок адаптации в «Индикаре» для гонщиков из Европы может быть долгим, но в последние годы это раз за разом опровергали Уикенс, Розенквист, Лундгор, Палоу, Грожан и другие пилоты, которые с первых гонок были конкурентоспособны. Вот и Ромена Грожана приютили в «Преме», чтобы он делился мудростью и был наготове, если понадобится замена. Третий автомобиль для него выставлять никто не будет, разве что в «Инди-500», но это пока не подтверждено.
Dreyer & Reinbold Racing/Chevrolet
Уже больше 10 лет этот коллектив, за редким исключением, заявляется только на одну гонку в сезоне – «Инди-500», где их гонщики не смотрятся мальчиками для битья и способны бороться за топ-10. В этом году третий раз подряд за них поедет чемпион «Индикара» и победитель «Инди-500» 2014 года Райан Хантер-Рэй, а компанию ему составит Джек Харви.
Источник: www.championat.com
Комментарии