ПобедаЗамбиина Кубке африканских наций 2012 года в Габоне остается одной из самых ярких историй футбола. Вернувшись в страну, где почти два десятилетия назад большая часть команды «Чиполополо» погибла в авиакатастрофе по пути на отборочный матч чемпионата мира в Сенегале, Замбия в финале по пенальти обыграла фаворитов — сборную Кот-д’Ивуара и впервые стала чемпионом Африки. Но в штаб-квартире Футбольной ассоциации Замбии в Лусаке вы не найдете никаких следов того знаменитого триумфа.
«Если вы сегодня зайдете в Дом футбола, то не найдете ни одной фотографии того, что является нашим величайшим достижением», — говорит Годфри Чикумби, журналист и вице-президент клуба Mansa Wanderers в северной провинции Замбии Луапула. По его словам, в этом виноват Эндрю Каманга, который в 2016 году сменил Калушу Бвалию, одного из немногих оставшихся в живых членов команды 1993 года, на посту президента ФА (Faz).
«Он убрал фотографии и уничтожил их», — говорит Чикумби. «Каманга не хочет связываться с ним из-за Калуши. Ему не нравится конкуренция».
На этой неделе Каманга получил разрешение на третий срок пребывания в должности после того, как восемь кандидатов были лишены права выставлять свои кандидатуры на выборах, назначенных на следующий месяц, поскольку они не соответствовали «конституционным требованиям». Среди них — прохождение кандидатами теста на честность и пятилетний опыт работы на руководящей должности в Faz — условие, которое, как утверждается, было добавлено после утверждения правил на прошлогоднем ежегодном общем собрании.
Переизбрание Каманги без поддержки было названо «шуткой века» адвокатом Кейтом Мвимба, владельцем клуба Суперлиги Замбии «Муза», который был одним из тех, кто был лишен права голоса. Бывший генеральный секретарь Faz Адриан Кашала стал еще одним из восьми. У них есть время до следующей недели, чтобы подать апелляцию, хотя Каманга — 58-летний бухгалтер, сделавший свое состояние благодаря владению энергетической компанией — был объявлен победителем избирательным комитетом Faz. «Это говорит о том, что процесс подачи апелляции — дело академическое», — говорит президент другого ведущего замбийского клуба, не пожелавший называть своего имени. «Они определенно поторопились».
Чикумби был исключен из числа кандидатов после того, как посчитал, что у него нет необходимого опыта, и решил не подавать апелляцию. Он сообщил о Каманге и других высокопоставленных членах Faz в антикоррупционную комиссию Замбии и комиссию по борьбе с наркотиками (DEC), которая рассматривает обвинения в мошенничестве и недобросовестной работе, через несколько часов после обнародования новости во вторник, заявив, что они подделали и изменили конституцию, чтобы не дать другим кандидатам выставить свои кандидатуры.
«Я чувствую, что [подача апелляции] будет пустой тратой времени», — говорит Чикумби. «Поэтому лучшим выходом для меня было обратиться в суд, где, как я знаю, справедливость будет гарантирована».
Fifa запрещает правительству вмешиваться в дела любой национальной ассоциации и может наложить на Замбию санкции комитета по нормализации, если суд отменит решение Faz по поводу выборов. «Я бы предпочел, чтобы меня запретила Fifa, потому что Эндрю Каманга совершал преступления против футбола в Замбии и оставался безнаказанным в течение многих лет», — говорит Чикумби.
Руководящий орган мирового футбола не ответил на просьбу прокомментировать ситуацию. Как известно, несколько потенциальных кандидатов рассматривают возможность передачи дела в спортивный арбитражный суд, если Fifa не вмешается. Также обсуждается возможность бойкота домашних матчей.
Это может нанести серьезный ущерб Каманге, который будет баллотироваться на место в совете Fifa на выборах, которые пройдут 12 марта в Каире, и которого поддержали Совет футбольных ассоциаций юга Африки (Cosafa) и Совет футбольных ассоциаций Восточной и Центральной Африки (Cecafa). Его кандидатура была одобрена контрольным комитетом Fifa, несмотря на то, что в прошлом году DEC предъявила ему обвинения в получении государственных средств под ложным предлогом и участии в заговоре с целью мошенничества. Эти обвинения поставили под угрозу участие женской команды в Олимпийских играх прошлого года.
Утверждается, что Каманга использовал государственные средства для организации поездок двух своих помощников на Кубок африканских наций в Кот-д’Ивуар в прошлом году. Генеральный секретарь Faz Рубен Каманга также был арестован и обвинен, как и Мадалицо Каманга и Жайрус Сиаме, которые ездили на турнир в составе вспомогательного персонала Faz. Все они отрицают обвинения.
На прошлой неделе DEC подтвердила, что дело остается в силе, несмотря на то, что начались переговоры о возможном внесудебном урегулировании. По мнению Чикумби и других кандидатов, это должно было лишить Эндрю Камангу права участвовать в выборах, поскольку по правилам никто не может принимать участие в них, если в отношении него ведется уголовное расследование.
«Мы все ожидали, что он уйдет в отставку», — говорит Чикумби. «Но обнаружить себя в избирательном бюллетене и в итоге [объявить] победителем без поддержки — это довольно шокирующе. Это все равно что сидеть в тюрьме, обжаловать свой приговор, а потом сказать: «Поскольку я подал апелляцию, я свободный человек, позвольте мне пойти домой». Вы ждете, пока все не будет решено. На данный момент он — человек, обвиняемый в серьезных преступлениях, и мы не признаем его президентом Faz, пока не проведем соответствующие выборы».
Каманга не дал комментариев, когда с ним связалась Guardian, но указал на заявление DEC, опубликованное на прошлой неделе, в котором подтверждается, что «начались консультации о возможности внесудебного урегулирования. Этот путь все еще продолжается».
Он также подвергся критике за то, как он отреагировал на обвинения в сексуальных проступках против бывшего тренера женской сборной Замбии Брюса Мвапе, который остается под следствием Fifa после обвинений в том, что он намеренно коснулся груди подрядчика Fifa и провел руками по груди игрока после тренировки на женском чемпионате мира в 2023 году. В прошлом месяце Мвапе был заменен Норой Хауптл, но «остается ключевым членом нашей широкой программы технического развития», говорится в заявлении Faz.
«Они хотят нарушать правила, когда им это удобно, но с нас хватит», — говорит президент клуба. «Мы лучше вообще не будем играть в футбол, чем Каманга останется диктатором».
Комментарии