Разгадка кроется в названии, но сейчас трудно представить, что 1 303 дня назад док Брамли-Мур был заброшенным и запущенным водоемом.
Двенадцать неразорвавшихся зенитных снарядов времен Второй мировой войны все еще таились в глубине, ожидая, когда их извлечет Королевский флот, когда 26 июля 2021 года «Эвертон» вступил во владение этим местом. Менее чем через четыре года на берегу реки Мерси открылся великолепный, внушительный, футуристический стадион. Мучительное путешествие, длившееся десятилетиями, стоило каждого шага.
В июле 2019 года в расположенном неподалеку отеле «Титаник» архитектор Дэн Майс представил свои грандиозные планы по строительству нового дома «Эвертона». Сегодня вечером он принял первых гостей — 10 000 счастливчиков из «Эвертона», выбранных путем голосования, чтобы посетить первое тестовое мероприятие и игру в доке Брамли-Мур. Никогда еще товарищеский матч между командами «Эвертона» и «Уигана» среди юношей до 18 лет не был столь значимым и не имел такой привилегии. Ответы на вопросы будущей викторины: Деми Акаракири из «Эвертона» выбил первый мяч, а Харрисон Риммер из «Уигана» забил первый гол на стадионе «Эвертон». Эвертон» проиграл со счетом 2:1.
Все присутствующие сидели на Южной трибуне — крутой площадке на 14 000 мест, которая станет домашним стадионом, когда «Эвертон» переедет сюда в следующем сезоне. По всей вероятности, это будет клуб Премьер-лиги, о чем нельзя было с уверенностью сказать до возвращения Дэвида Мойеса в прошлом месяце на пост менеджера. Вид отсюда открывается великолепный, никаких препятствий, а с задней части Южной трибуны открывается панорама городского горизонта. Удобства также превосходны. В вестибюлях много места, есть киоски с закусками и туалеты. Верхняя Гвэйдис Стрит на 133-летнем «Гудисон Парк» — это не то.
Визит «Уигана» стал первым из трех тестовых мероприятий, необходимых «Эвертону» для получения лицензии и сертификата безопасности для работы в следующем сезоне при вместимости 52 888 зрителей. Для второго и третьего мероприятий будут открыты все четыре трибуны, хотя и с пониженной вместимостью — 25 000 и почти вместимостью соответственно. Предполагается, что стадион будет привлекать 1,4 миллиона посетителей в город ежегодно, создаст 15 000 рабочих мест и принесет экономике Великобритании 1,3 миллиарда фунтов стерлингов за время своего существования.
Каким был путь к этому. Эвертон» прошел через два неудачных проекта строительства стадиона в Кингс-Док и Киркби, а также через предложение, которое так и не было реализовано в Уолтон-Холл-Парк, прежде чем остановиться на этом месте в первые годы владения Фархада Мошири.
Единственное положительное наследие Мошири следует отметить, даже несмотря на то, что проект стоимостью 750-800 миллионов фунтов стерлингов временами был близок к тому, чтобы потопить «Эвертон»: 55 миллионов фунтов стерлингов из этой суммы были потрачены на сохранение и восстановление объектов наследия в Брамли-Мур, включая оригинальные стены дока, которые остались под стадионом, железнодорожные пути, по которым уголь доставлялся на пароходы по Мерси, и гидравлическую башню, относящуюся ко II классу, которая является символической частью открытой площади на 17 000 мест. На засыпку дока потребовалось три месяца и 480 000 кубометров песка, вычерпанного из Ирландского моря. Прежде чем док был окончательно закрыт, из него пришлось вывести двух морских свиней. С архитектурной точки зрения стадион «Эвертон» — самое яркое и амбициозное дополнение к набережной Ливерпуля с тех пор, как в начале 1900-х годов были построены «Три грации». Они также были построены в засыпанном доке Сент-Джордж.
Неизбежные проблемы, которые возникли до сих пор, в основном касаются доступа и не зависят от «Эвертона». Недавно городской совет Ливерпуля объявил о введении ограничений на парковку в радиусе 30 минут ходьбы от стадиона, что вызвало бурю негодования среди местных предпринимателей. Ограничения, вступившие в силу в понедельник и рассчитанные на 18 месяцев, действуют не только в дни матчей, но и 365 дней в году. Более 7 000 человек подписали петицию, призывающую совет отменить круглогодичные ограничения на парковку. Местные жители и предприниматели утверждают, что они были введены без консультаций.
Новая фан-зона на близлежащей железнодорожной станции Сэндхиллс — теперь это просто асфальт и защитные перила без какого-либо укрытия от стихии — была широко осмеяна мэром города Стивом Ротерамом. У местных властей было более четырех лет, чтобы подготовиться к этой трансформации, которая окажет огромное влияние на возрождение северной части Ливерпуля, и им необходимо улучшить транспортные планы в ближайшие месяцы.
Эвертон» сыграл свою роль в открытии новой эры, как для города, так и для себя. Грусть от ухода с «Гудисона» компенсируется видом стадиона «Эвертон».
Комментарии