Переход из юниоров в профессионалы сложен, особенно среди парней. Времени для адаптации нужно больше, чем у девушек, да и высокая конкуренция процесс легче не делает.
Всё о смене тура теперь знает Ярослав Дёмин. Ещё в 2023 году молодой россиянин играл в финале юниорского Уимблдона, а уже в 2024-м – перешёл во взрослый тур и выиграл два турнира серии ITF M15.
«Чемпионат» пообщался с Ярославом перед стартом нового сезона. Обсудили с 19-летним россиянином главные трудности перехода, смену академии и ритуалы перед матчами.
В чём академия TEC круче академии Надаля?
— Где ты сейчас и как проходит твоя предсезонная подготовка?
— Cейчас нахожусь в Барселоне, только недавно начал предсезонку. До этого закончил сезон в начале декабря и две недели отдыхал: поехал в Дубай на пару дней и потом в Москву на полторы недели. После этого сразу вернулся в Барселону.
— Сейчас ты тренируешься в TEC Carles Ferrer Salat, и у тебя прошло несколько месяцев после смены академии. Какие видишь в связи с этим изменения?
— Стал чуть взрослее, физически чуть-чуть крупнее. Ещё мы не только занимаемся спортом, но и тренируем мозги, учимся. Мы разговариваем о том, что вообще происходит в мире, занимаемся благотворительностью, готовим еду для людей, у кого не хватает денег, детям-инвалидам помогаем.
Думаю, нам просто пытаются открыть глаза на то, что существует не только теннис. Есть и другие проблемы в мире, о которых можно вообще подумать. Начинает работать мозг. Просто не только на теннисе фокусируешься, и это помогает.
Плюс нас учат, чтобы каждый игрок умел разговаривать на публику. Могут поставить нас прямо перед всеми в академии, а мы должны выучить какой-то текст и пересказать его.
— В академии Рафы такого не было?
— Нет. Здесь, где я тренируюсь, есть специальные люди, которые как раз занимаются этой деятельностью. А есть и отдельно психолог.
— Появлялся ли вариант вернуться в академию Надаля? Или если бы появился, ты бы им воспользовался?
— Пока нет, не появлялось. Да и я бы в любом случае остался здесь, мне нравится.
Над чем работает для освоения в про-туре?
— Как сейчас выглядит твоя команда? Есть ли постоянный личный тренер?
— Личного нет: мы вдвоём с ещё одним игроком закреплены за одними тренером, фитнес-тренером и физио. Габриэль Трухильо – с ним чаще езжу по турнирам, он с нами занимается. Ещё помогает Эдуард Эстеве.
— Над чем сейчас работаете? На что делаете с командой упор в это межсезонье?
— Больше сейчас сфокусированы на физической подготовке, потому что прошлый год был тяжёлый, и лучше больше в нём смотреть не на результаты, а на то, что было не так и что нужно добавить.
Физической формы не хватает, конечно, по сравнению с другими ребятами, которые стоят в топ-200 ATP. Но это проявилось, только когда стал переходить во взрослый тур. По юниорам этого не было заметно.
Первые два профессиональных года вообще самые тяжёлые. Для всех юниоров. У кого-то это быстро, у кого-то медленно происходит. Но они считаются самыми тяжёлыми, поэтому нужно просто фокусироваться на своей работе.
— Ощущаешь, что этот переходный год был сложным именно для тебя?
— Да, он оказался намного тяжелее, чем я думал, потому что на юниорских ты можешь играть, ошибаться, ни о чем не думать и всё равно выиграть. А в про-туре так не работает, к сожалению.
— Были ли ожидания от перехода во взрослый тур, которые не оправдались?
— Думаю, всё, что касается рейтинга. Но свои цели я воспринимаю больше как мотивацию. Не получилось – ничего в этом уже страшного нет. Была цель закончить год в топ-200, но я оказался 600-м. Поэтому дальше продолжаем работать. Тренеры в академии в этом плане поддерживают. Занимаемся ещё с психологом в нашем центре.
— Все цели из 2024 года переносишь в 2025-й? Или появились какие-то новые задачи?
— Цель я поменял, теперь она новая – попасть в квалификацию Уимблдона в следующем сезоне. Но для этого сейчас нужно хорошо поработать, набрать физическую форму и поднять свой ментальный уровень.
Я уверен, что когда-то это точно произойдёт, поэтому не переживаю особо.
— А какие ближайшие планы? Где будешь играть?
— Скорее всего, буду играть на 15-тысячниках (ITF M15). Не знаю, поменяли ли их с 15-тысячников на 20-тысячники. Но буду играть в академии Надаля турнир этой серии в середине января (улыбается). А до уайлд-кард на турниры ATP нужно ещё вырасти по рейтингу.
Кого интереснее смотреть: Алькараса или Синнера?
— Удаётся ли следить за ATP-туром? Кто понравился больше других в этом году?
— Мне нравятся Григор Димитров, Даниил Медведев, Карен Хачанов, Рубль [Андрей Рублёв]. Карлос [Алькарас] всегда хорош. И его поинтереснее смотреть, чем Янника [Синнера].
— А кто из молодых игроков кажется наиболее перспективным?
— Нравятся [Якуб] Меншик, [Жоао] Фонсека… Ну и я (смеётся).
— А за женским туром наблюдаешь?
— Не особо, но своей игрой импонируют Лена Рыбакина и Арина Соболенко.
— Хотел бы сыграть микст?
— Нет, такого желания не возникало.
Об учёбе в Казани и самых ярких ритуалах
— Как у тебя обстоят дела с учёбой?
— Я учусь на втором курсе в Поволжском государственном университете физической культуры и спорта в Казани.
— Почему сделал именно такой выбор?
— Хороший университет, и меня в него приняли. А сейчас ещё и очень нравится.
— Хватает времени на учёбу по ходу теннисного сезона?
— Иногда совмещать тяжело, но пытаюсь по ходу турниров. Допустим, сейчас, пока есть время, закрываю все долги.
— Новый год будешь отмечать в Испании?
— Пока точно не знаю, но хотелось бы с семьёй в России.
— Какие у вас есть семейные новогодние традиции?
— Выходить на улицу с фейерверками, возвращаться домой и под куранты пить шампанское. Есть мандарины. Как обычно, как у всех.
— Кстати, про традиции. Теннисисты очень суеверны. Есть ли у тебя какие-то ритуалы специальные до матча и после?
— Да. Я если что-то делаю в первый день турнира, то пытаюсь повторить каждый следующий день, когда выигрываю. Есть свой ритуал с бутылками, по-особенному их ставлю.
— Что-то знакомое. Напоминает Надаля.
— Да-да (смеётся).
— Игроки рассказывают, как ходят в один и тот же душ, едят один и тот же завтрак или просят тренеров не менять одежду. У тебя есть что-то похожее?
— У меня тренер не бреется, а я стараюсь надевать одно и то же. Главное — повторять одну и ту же деталь.
— Тебя такие ритуалы расслабляют или, наоборот, напрягают, и хочется от них избавиться?
— Нет, меня это вообще не волнует. Мне комфортно. Я просто к ним уже привык.
Источник: www.championat.com