«Статьпрофессиональным футболистом из места, где я родился и вырос, было практически невозможно. Это было очень, очень трудно», — говорит Александр Зинченко, глядя на то, как расширяются его глаза, и мы задумываемся о том, как далеко он ушел из своего маленького городка Радомышль на севере Украины. «У нас было не так много возможностей, мы тренировались всего два раза в неделю, по одной игре, а это не тот путь, по которому можно стать профессионалом. Играть и тренироваться с местной командой было чистой радостью, но мне всегда хотелось большего. Моя мама говорила, что видела в моих глазах огонь, чтобы добиться успеха».

Мы сидим в светлой и просторной комнате прекрасным осенним днем в Хэмпстеде. В Украине, где продолжается разрушительная война, зима станет еще одним жестоким испытанием. Зинченко берет трубку телефона. «Сегодня утром моя тетя прислала мне видео, — говорит он. «Она проработала в питомнике более 30 лет. На видео видно, как она пряталась в приюте с 7.30 до 10.30, потому что была сирена. Работая с детьми, она не может рисковать».

Защитник «Арсенала» и капитан сборной Украины не может выбросить войну из головы. Его мать до сих пор живет в Радомышле, и он подтверждает, что «вся моя семья в Украине». Зинченко, которому 27 лет, делает паузу. «Но я думаю, что мне полезнее говорить здесь, чем там. У вас есть футболисты, играющие в украинской лиге, и вдруг раздается сирена. Все они должны спрятаться в убежище. Я показываю эти видео своим товарищам по команде «Арсенал», и они не могут поверить, что мы живем такой жизнью. Это безумие».

В ближайшее время мы обсудим новую автобиографию Зинченко «Believe», написанную при умелой помощи Рафаэля Хонигштайна, поскольку она предлагает увлекательные сведения о тактике, требованиях и откровениях, связанных с игрой под руководством Пепа Гвардиолы в «Манчестер Сити» и Микеля Артеты в «Арсенале». Это также трогательный рассказ о жизни Зинченко в Украине и о том, как он оказался на позиции государственной важности.

Зинченко вспоминает, как при встрече с Владимиром Зеленским он прервал все формальности и сказал: «Господин президент, это не по сценарию, но эти слова идут из глубины моего сердца. Все мои родные и близкие чувствуют то же самое. Я не знаю, что было бы с нашей страной, если бы вас не было». Зинченко качает головой.

«Иногда я пытаюсь поставить себя на место Зеленского, но это невозможно. Я не знаю этого давления — но, глядя в его глаза, понимаешь, насколько все тяжело. Это видно по фотографиям, когда он стал президентом, и по его лицу сейчас. Каждый раз, когда я читаю новости, я молюсь, чтобы это поскорее закончилось, потому что я знаю, сколько людей погибло от этой войны».

Зинченко старается быть дипломатичным, когда его спрашивают, не боится ли он, что мир отвернулся от Украины. «Я не могу быть достаточно благодарен за все, что люди по всему миру делают для нас. Эта помощь может быть разной. Кто-то может пожертвовать, кто-то принять беженцев. Даже наклейка с украинским флагом на машине дает мне заряд бодрости и веру в то, что мы не одни. В то же время я понимаю, что есть некоторая усталость от этой войны. Но послушайте, если вы поставите себя на наше место, мы не сможем сдаться, верно? Поэтому мы должны держаться вместе, ведь только так можно добиться справедливости и мира».

Футбол дает передышку, несмотря на недавнюю борьбу Зинченко с травмами. Во вторник вечером в Лиге чемпионов «Арсенал» играет дома против донецкого «Шахтера», украинского клуба, в котором он столкнулся с трудностями в начале своей карьеры. В 17-летнем возрасте Зинченко был полон решимости найти путь к регулярной игре в первой команде, но «Шахтер» тогда находился в плену у группы талантливых бразильцев — Фернандиньо, Виллиана, Дугласа Косты и Алекса Тейшейры. Зинченко спросил у клуба, видят ли они в нем настоящую перспективу или просто игрока, которого можно отдать в аренду. Когда менее лестная перспектива стала очевидной, Зинченко отказался подписывать новый контракт. Когда до окончания действующего контракта оставался еще год, противостояние обострилось. Как пишет Зинченко: «Я ненадолго задумался о том, чтобы сдаться. Это был самый темный час. Я чувствовал себя невидимкой».

Сейчас он подчеркивает, что по-прежнему любит «Шахтер», но в феврале 2015 года, когда ему только исполнилось 18 лет, он пошел на отчаянные меры. Зинченко перешел в «Уфу», выступающую в российской Премьер-лиге. Год спустя его мир изменился, когда, к его неверию, его подписал «Манчестер Сити». Сити» следил за Зинченко, заметив его на матче молодежной Лиги чемпионов между «Шахтером» и «Арсеналом».

Гвардиола только что стал менеджером «Сити», и Зинченко ухватился за эту возможность, не ведя жестких переговоров о контракте. Как он пишет в своей книге: «Юристы «Сити» сказали: «Послушайте, это ведь контракт игрока академии, верно? Как только ты проведешь свой первый официальный матч за «Сити», мы продлим с тобой контракт на настоящие деньги, которые мы платим полноценным профессионалам. А не с этим контрактом игрока академии. Так что доверься нам». Конечно, я согласился. Следуй за мечтой. Но знаете, когда наступил мой следующий контракт? Тот, по которому я стал получать полноценные профессиональные деньги? После того как я сыграл 43 матча в Премьер-лиге! Я выиграл два титула чемпиона Премьер-лиги, играя по контракту с академией».

Зинченко понимал, что футбол — суровый бизнес, но сегодня его гораздо больше интересует позитивный опыт, полученный под руководством Гвардиолы. Когда я спрашиваю, следит ли он за борьбой «Сити» с Премьер-лигой, которая обвинила клуб в 130 нарушениях финансовых правил — «Сити» отрицает любые правонарушения, — Зинченко пожимает плечами. «Я вообще за этим не слежу. Я просто сосредоточен на футболе», — настаивает он. «Я не знаю, что там происходит».

Это вполне объяснимое уклонение, особенно учитывая все более напряженное соперничество между «Сити» и «Арсеналом». Вместо этого Зинченко рассказывает о том, как им управляли Гвардиола и Артета. Поначалу он был морально истощен после каждой тренировки под руководством Гвардиолы, потому что уровень тренерской работы и объем информации, которую ему приходилось усваивать, были почти непреодолимыми. Вскоре яростный интеллект и неустанное стремление Гвардиолы вдохновили его.

Зинченко узнал, что Гвардиола никогда не кричит, а его командные разговоры в перерыве всегда несут в себе позитивное подкрепление. Но нельзя стать лучшим менеджером в мире, не обладая безжалостным менталитетом. Зинченко с сожалением вспоминает тот день, когда он совершил ошибку, задав вопрос Гвардиоле после того, как тот раскритиковал его пас на тренировке.

«Я громко сказал: «Мистер! Я просто сделал один неправильный пас, понимаете?». И его реакция была невероятной», — пишет Зинченко в своей книге. «О, хорошо, извините, извините, мистер Зинченко. Извините», — сказал Пеп. Ладно, ребята, спасибо, все внутрь». И он вошел внутрь, прошел в раздевалку. Тренировка закончилась, и все потому, что я заговорил в ответ. Я знал, что у меня проблемы». В следующей игре Зинченко остался на скамейке запасных.

«Слушайте, во-первых, я был не прав», — признает он сейчас. «Я сразу все понял, но было бы глупо, если бы я сразу пошел к нему в кабинет и извинился. Это был игровой день минус один, и я знал, что его голова полностью занята игровым планом. Но я извинился после игры».

Гвардиола простил Зинченко, и их связь укрепилась. В ночь, когда «Сити» выиграл триумф в июне 2023 года, через год после ухода Зинченко в «Арсенал», Гвардиола позвонил ему. «Я могу только представить, как они праздновали после игры, и, наверное, никто не спал в ту ночь, но получить звонок от Пепа? Я не мог поверить в это. Он сказал: «Алекс, ты — большая часть этого». Я был полностью удивлен, в хорошем смысле этого слова. Я еще раз сказал ему огромное спасибо за все, что он для меня сделал. Это показывает, насколько он может быть добродушным».

Зинченко с юмором рассказывает о том, как Артета держит команду в тонусе и понимает, что нужно сохранять бдительность. Летом стало известно, что испанец однажды привлек группу профессиональных карманников, чтобы те украли вещи у его забывчивых игроков на тренировке по сплочению команды. Часы и кошельки были вскоре возвращены. В тот раз Зинченко не стал жертвой, но Артета подкараулил его во время другого трюка.

«Мы останавливались в одном отеле перед матчем, — вспоминает Зинченко, — и знали всех официантов. Но в тот день был новый парень. Поэтому перед выходом на стадион [Артета] сказал: «Так, ребята, давайте я вас разбужу, потому что нам нужна энергия». В прошлый раз, Алекс, мы играли персоналом против игроков, и ты обыграл [тренера по сетболу] Николя [Жовера]. Давайте сделаем то же самое, но в стиле фристайл». Все такие: «Что? Конечно, Алекс его обыграет, бла-бла-бла». Нико начал что-то делать с мячом, а потом вдруг оказалось, что он получил травму. Это было так очевидно, но странно. Потом позвали нового официанта. Мы не знали, что он профессиональный фристайлер. Он уничтожил меня своими трюками, и все мы были в глубоком шоке. Но потом мы все смеялись и вышли на игру с хорошей энергией».

Когда Зинченко пришел в «Арсенал» в 2022 году, он и Габриэль Жезус, его бывший партнер по команде «Сити», сошлись во мнении: у «Арсенала» есть талант, но не хватает убежденности. «Я помню, как мы с Габи сказали: «Вау, качество невероятное, энергия и желание учиться каждый день налицо. Единственное, чего не хватает, — это веры».

Мы говорили об этом до неудачного поражения от «Борнмута» в прошлую субботу, и Зинченко считает, что теперь у «Арсенала» есть эта вера. «Да, я так думаю. Это то, что я чувствую в раздевалке и на поле. Это то, что я вижу сейчас от всех».

Зинченко, лечащий травмированную икру, в прошлом месяце был дома, когда наблюдал за тем, как «Арсенал» вдесятером сдерживал «Сити» на «Этихад Стэдиум», пока в итоге не пропустил на 97-й минуте. «Я написал сообщение в групповом чате после игры. Я просто сказал: «Вы чертовы воины. Честное слово, вы — воины». Второй тайм был невероятным, потому что мы все знаем, как тяжело играть на выезде против лучшей команды мира».

Его лицо светится, но мне интересно, как он справляется с этой затянувшейся травмой? «Никто не справляется с этим, потому что это очень тяжело. Но в такие моменты ты вспоминаешь, что в некоторых частях мира люди проходят по 20 км, чтобы получить кусок хлеба. Поэтому ты говоришь себе: «Как ты можешь жаловаться?». Но, конечно, это больно — не быть частью команды».

Он надеется, что его возвращение «не за горами». Но Зинченко придется побороться за свое возвращение в команду, ведь Юррен Тимбер и Риккардо Калафиори так впечатляют на позиции защитника. В «Сити» у меня каждый раз была серьезная конкуренция за место в составе с одним из лучших игроков мира. Это положительно сказывается на клубе, потому что такие игроки делают команду лучше».

Эта пламенная решимость и единый позитивный настрой привели Зинченко из Радомышля в северный Лондон, и они наверняка поддержат его в предстоящие месяцы испытаний в «Арсенале» и, что гораздо важнее, в Украине. Он протягивает руку и улыбается, как всегда полный решимости извлечь из жизни максимум, несмотря на трудности и вызовы.

Книга «Верь» Александра Зинченко выпущена издательством Bloomsbury.