Хорошая новость для побитой гордости английского тренерства заключаетсявтом, что, даже если оставить в стороне Ли Карсли и его сложный статус, Англия все равно предоставляет менеджеров для 11 национальных сборных. Хотя Франция и Италия также поставляют 11 тренеров, только Испания с 14 тренерами может предложить больше. Менее позитивная новость заключается в том, что, согласно мировому рейтингу Fifa, лучшими из этих команд являются Ямайка (61-е место), Новая Зеландия (95-е место) и Пуэрто-Рико (154-е место).

Не стоит принижать заслуги Стива Макларена, Даррена Бейзли или Чарли Траута, если вы скажете, что это не похоже на рекорд крупной футбольной страны. Правда, в списке Испании есть тренеры Брунея и Белиза, но испанцы также руководят Португалией и, что особенно важно, Испанией. В списке Франции — Южный Судан и Новая Каледония, а также Грузия и Франция. Итальянцы управляют Непалом и Сан-Марино, а также Турцией и Италией. Не нужно быть яростным ксенофобом, чтобы расценить решение FA назначить Томаса Тухеля менеджером сборной Англии как признание провала.

Дело не в том, справится ли Тухель с работой. Дело не в патриотизме, не в пении гимна, не в том, что вас будоражат Генрих V, адмирал Нельсон или капитан Мейнуоринг.

Дело в том, что для победителя Кубка мира, матери игры, команды, занимающей четвертое место в рейтинге Fifa, неспособность найти собственного менеджера выглядит, в лучшем случае, неловко.

С самых первых дней существования футбола страны обращались за помощью к иностранцам. В 1913 году Австрия назначила Джимми Хогана, уроженца Бернли, работать со своей национальной командой. На Олимпийских играх 1924 года в девяти из 21 команды, которые имели тренера, был иностранец, включая Швейцарию, которая дошла до финала под руководством бывшего центрального полузащитника «Манчестер Юнайтед» Тедди Дакворта, уроженца Блэкпула.

Правда, с тех пор роль менеджера возросла, и отношение футбола к национальности игроков тоже значительно изменилось: Луис Монти играл в каждом из двух первых финалов Кубка мира, один раз за Аргентину и один раз за Италию. Но, тем не менее, было бы трудно привести исторический аргумент в пользу того, что небезосновательная идея международного футбола как «лучшие из наших против лучших из ваших» не ограничивается игровым составом.

Крупные страны, как правило, придерживаются своих собственных. У Италии был один иностранный менеджер, Эленио Эррера, который был со-руководителем в течение четырех месяцев почти 60 лет назад. Эррера, который в любом случае относился к своей национальности неоднозначно, родившись в Буэнос-Айресе в семье ссыльного андалузского анархиста и вырос в Касабланке, также провел девять матчей за два срока работы менеджером сборной Испании.

Если не считать этого, то оба других опыта Испании с иностранными менеджерами имели двойное гражданство к моменту назначения. В Германии, где сейчас работает швейцарский тренер вратарей, не было ни одного иностранного менеджера с тех пор, как в 1926 году был отменен отборочный комитет. Ни у Бразилии, ни у Аргентины не было иностранного менеджера с конца Второй мировой войны, у Уругвая их было два (аргентинцы Даниэль Пассарелла и Марсело Бьелса), а у Франции не было иностранного менеджера с тех пор, как Стефан Ковач ушел в 1975 году, а у Нидерландов — с тех пор, как Эрнст Хаппель вывел их в финал Кубка мира в 1978 году.

И все же трижды в этом столетии Англия испытывала потребность искать за рубежом, что, пожалуй, вполне естественно для футбольной культуры, столь неприкрыто капиталистической: чего у тебя нет, то ты покупаешь. Но назначение Тухеля — это, по сути, признание того, что, по крайней мере, в тренерском плане Англия не входит в число лучших стран.

В течение многих лет Англия боролась за производство игроков высочайшего технического уровня, но изменения в системе академий в рамках Плана развития элитных игроков в 2011 году, а затем предоставление всеобъемлющей теории развития в рамках программы England DNA в 2014 году оказали свое влияние. В 2017 году сборная Англии впервые выиграла чемпионат мира среди юношей до 20 лет. В прошлом году они выиграли чемпионат Европы до 21 года впервые с 1984 года. В 2017 и 2022 годах они выиграли чемпионат Европы среди юношей до 19 лет, до этого не выигрывая его с 1993 года.

В настоящее время Англия располагает таким количеством интересных творцов, что вопрос, как и десять лет назад, заключается не столько в том, кого они могут выбрать, сколько в том, кого они могут не выбрать. В общем и целом, процессы работают — хотя, возможно, можно было бы разработать процесс создания левоногих левых защитников, в то время как все академии, похоже, с трудом выпускают высококлассных центральных нападающих.

Но вот чего система не делает, несмотря на блестящую репутацию Энтони Барри в качестве ассистента, так это не производит английских менеджеров высшего уровня, как признал на этой неделе исполнительный директор ФА Марк Буллингем, даже поддержав тренерский путь. Последним английским менеджером, выигравшим лигу, был Говард Уилкинсон в 1992 году. Хотя нет никакой гарантии, что успех в клубном футболе можно перенести на национальную команду, это проблема.

Когда Германия пережила «перезагрузку», она вскоре извергла из себя тренеров-новаторов, среди которых был и Тухель. В Премьер-лиге пять испанских тренеров. Восемь сборных Уефа возглавляют итальянцы. Англия сильно отстает.

Программа обучения тренеров FA включила проект ДНК только в 2016 году, так что, возможно, нужно больше времени; восемь лет — не такой уж большой срок, чтобы пройти путь от квалификации до вершины. Возможно, дело еще и в том, что пропасть, существующая между Премьер-лигой и чемпионатом, создает огромные трудности для талантливых молодых менеджеров: они получают повышение, а затем почти неизменно борются за то, чтобы удержаться на вершине. Если они пытаются продолжать играть в прогрессивный футбол, их считают наивными; если они меняют свой подход на что-то менее эстетичное, их считают динозаврами с длинным мячом. Богатство Премьер-лиги препятствует развитию английских тренеров, поощряя импорт готовых вариантов из-за океана.

Если бы FA захотела назначить английского менеджера, который показал себя в Премьер-лиге, единственными приемлемыми кандидатами были бы Эдди Хау, Грэм Поттер, Шон Дайч и Гари О’Нил. Если не вдаваться в подробности, почему ни один из них не подошел, это короткий список. Если оставить в стороне вопрос о том, насколько уместно иметь иностранного тренера, то назначение Тухеля подчеркнуло неспособность английского футбола производить менеджеров. Для крупной страны это серьезный недостаток.