Чемпион России намерен выступить в 2025 году в Сингапуре.
Иван Кожакин — чемпион России по плаванию — получил нейтральный статус, просто отправив форму в World Aquatics. Процесс занял пять дней, но получал он этот статус на долгосрочную перспективу, чтобы выступить на чемпионате мира в Сингапуре в 2025-м.
— Вы родились в Магадане?
— Да, я уже в третьем поколении магаданец. Можно сказать, абориген.
— Что у вас есть в Магадане для плавания?
— Первый «четвертак» появился в 1967 году, на дне бассейна выведена эта дата. Когда проплываю, вижу ее, и сердце схватывает — до сих пор в этом бассейне тренируемся! В 2018–2020 годах у нас построили типовые сооружения, они больше для коммерции, чтобы население приходило занималось спортом. Типовых бассейнов много, и еще построили большой президентский корпус.
Были большие планы, ждали бассейн европейского стандарта, но в итоге там упор сделали на хоккейную коробку стандарта КХЛ, историю с финансами поделили между бассейном и аквапарком. В итоге бассейн категории В превратился в бассейн категории С. Глубина — 1,7 м, ширина дорожки — 2 м вместо 2,5 м. Он выглядит красиво, с тумбочками красивыми, но в целом как китайская подделка.
Для детей, для начального обучения это хороший бассейн. На открытии я даже говорил об этом. Но мы ждали бассейн для спортсменов высокого уровня. Так что тренируюсь в «четвертаке» 1967 года. Ждем «полтинник». Как сказал Алексей Юрьевич Бачин, когда они построили «полтинник» в Обнинске, результаты сразу выросли. И я тоже понимаю, что для буста в результатах нужен бассейн 50 м. Я планирую еще плавать и плавать. Надеюсь, дождусь появления у нас «полтинника».
— По идее, вы должны быть королем короткой воды.
— Но нет. Мне больше нравится по большой воде плавать, там меньше технических элементов, которые мне в Магадане сложно отработать. У нас тумбочки каменные, кафельные, повороты делаю — по дну скребу ногами. Малая вода — техничная история, я проигрываю нашим мастодонтам брасса в этих элементах. Но стараюсь наверстать.
— Где вы их набираете? Куда-то ездите тренироваться?
— Мы тренируемся в Магадане, но где-то за неделю приезжаем в Москву или Обнинск, чтобы акклиматизироваться. В Обнинске нас уже как родных встречают, нравится там тренироваться. Адаптируемся — и на соревнования. На «Круглое», в Кабардинку не ездили никогда. Но сейчас вот Андрей Геннадьевич Шишин мне прислал документы как сборнику, чтобы мы отправили планы по сборам.
— Вам никогда не хотелось переехать поближе к центру страны?
— Никогда не было ощущения, что хочу куда-то переехать. Мне нравится, что я добиваюсь прогресса, тренируясь в Магадане со своим первым тренером, отцом. Помню, как приехали первый раз на чемпионат России и у нас глаза были по пять копеек. Приезжаешь и понимаешь, что ребята совсем на другом уровне.
Я сейчас на местном уровне агитирую ребят, чтобы ездили на всероссийские соревнования. Да, ты будешь на первенстве сотый, двухсотый, но будешь понимать, к чему тебе стремиться. Многие говорили в свое время: куда там Кожакин ездит, хотя не отбирается. Да, я не отбирался, у нас была квота, и я по ней ездил. Но благодаря этому набирался опыта, поднимался все выше и выше.
— Как отреагировали, увидев результат на Олимпиаде в финале на 100 м брассом?
— С пониманием отнесся. Брасс — вещь специфичная, энергозатратная. В это же время мы плыли в Екатеринбурге. Подготовка была суперская, намного лучше, чем перед чемпионатом России, самочувствие хорошее, но на второй половине дистанции вот не плывется, по ощущениям больнее, таз падает. Увидел, что и у ребят в Париже тяжело заходит. И бассейн не такой глубокий был, и время старта позднее. Брасс — чувствительный. Понимал, что ребята уже не за самые высокие секунды плывут, а за победой. Вот такое брассовое понимание ситуации!
Конечно, была мысль — оказаться бы сейчас там, проплыть по лучшему результату и претендовать на призовые места. Переписывался с Кириллом Пригодой, отправил: «Жаль, что мы не там». Кирилл сказал, что такой халявы мир еще не видел. Но при этом мы понимаем, что никто не знает, в какой форме ты бы там оказался, как бы себя чувствовал и попал бы вообще в финал.
— То есть прямое сравнение результатов не приветствуете?
— Многие говорят, что результат не так сильно зависит от бассейна. Но брасс очень чувствительный даже к бассейну. Не зашел Париж брассистам!
— Вы пропустили Олимпийские игры, сейчас получили нейтральный статус. Уже собрали всю порцию сарказма в комментах, цитирую: «Олимпиаду по фану пропустили?»
— И такие комментарии читал, конечно. Спокойно отношусь, в это не углубляюсь. Надо без сожалений двигаться вперед. Запланировали чемпионат мира на следующий год. Конечно, появилась мысль попробовать успеть на этап Кубка мира в Сингапур, но там до 1 октября заявки, надо еще все это обсуждать, не все так просто.
— Сейчас каждый шаг в организации процесса занимает больше времени.
— Именно поэтому я взял нейтральный статус заранее, чтобы все хорошо спланировать, чтобы все это было без суеты, чтобы был старт, на котором можно было отобраться. Чтобы не было как у Юли Ефимовой, когда приходилось суетиться для организации себе отбора.
Если на горизонте не будет светить ничего такого, что сборная России возвращается на мировую арену, я буду выступать в нейтральном статусе. Очень адекватно к этому отношусь. Судьба спортсмена — в руках самого спортсмена.
— У Юли было мало времени для отбора, у вас его достаточно. И какие на ум приходят старты для отбора? Чемпионат Казахстана?
— Это самый реальный вариант, но, по-моему, он почти в одни сроки с нашим чемпионатом. Мы постараемся сделать так, чтобы и на чемпионате России выступить, и на чемпионат мира успеть отобраться.
— Это же все затратно. Не пугает?
— Пугает. Рассчитываю на местную поддержку — буду спонсоров искать. В одного это не потянуть, у меня семья и ребенок, есть свои траты, которые никуда не денутся. Надо все грамотно спланировать, поэтому я и брал нейтральный статус под следующий год.
— То, что вы получили нейтральный статус, добавляет мотивации?
— У меня сезон начался очень тяжело. Болезнь цеплялась одна за другую. В такой ситуации не можешь ни подготовку нормально начать, ни тренироваться в удовольствие. И в этот момент мотивация подупала.
Сейчас уже появился такой импульс для движения вперед — в бассейне себя начал получше чувствовать, настроение более заряженное в плане мотивации. У меня есть цели и на внутренних стартах на 2025 год, нужно улучшать свои результаты, держать статус чемпионства, чтобы не говорили — случайность. Хочу доказать, что это наработанное мастерство.
У меня мини-девиз — маленькие цели воплощают большую мечту. А чемпионат мира и Олимпиада — это мечта. Проплыть на дорожках рядом с мировыми лидерами!
— Не все вас поймут в этом желании. Скажут: смысл туристом ездить?
— Те, кто понимает, поддержат. Те, кто не понимают, просто выскажут свое мнение. Я спокойно к этому отношусь. Спортивная карьера одна.
Мне 27 лет, но я чувствую себя юниором. Очень заряжен, мотивации полно. Готов везде ездить, везде выступать, стартовать. У меня нет ощущения усталости от плавания и чувства «вот этот последний цикл дотерпеть бы». Я получаю удовольствие от того, что делаю, от того стресса, что испытываю на тренировках, и от того, что способен его выдерживать.
Источник: matchtv.ru