Этомногое говорит о легком обаянии Томаса Тухеля, его умении читать помещение и говорить нужные вещи. В данном случае будущий менеджер сборной Англии читал стены, заметив знаменитую цитату Пеле в одной из лож гостеприимства на «Уэмбли» и записав ее. Это может сработать, подумал он.
Зал для пресс-конференций на стадионе был переполнен, чувство предвкушения было ощутимым. Это о чем-то говорит, когда телекамеры по бокам направлены на зрителей. Они хотели получить представление о масштабах события. За мгновение до 13:30 вошел Джон Макдермотт, чтобы занять место на заднем ряду, технический директор Футбольной ассоциации в сопровождении Энтони Барри, будущего помощника менеджера, и Олафа Майнинга, пиарщика Тухеля. И вот он, угловатая фигура Тухеля, светлые волосы, выходящие на сцену вместе с исполнительным директором ФА Марком Буллингемом.
Практически первое, что сказал Тухель, спустя 10 секунд или около того после начала своего выступления. «У меня только что была возможность прочитать цитату Пеле в здании на Уэмбли, который сказал, что Уэмбли — это сердце, столица и собор футбола», — сказал Тухель. «Я думаю, он был абсолютно прав».
Тухель практически с первых слов перешел к делу, тон всех фраз был безупречен. Выражение лица с легким весельем, блеск в глазах — все это знакомо лондонскому медиакорпусу по его 18-месячной работе в «Челси». Уверенность в себе и юмор помогли ему выпутаться из сложных ситуаций.
Если на презентации Тушеля и была какая-то острота, то она прозвучала из зала в связи с длительностью его контракта — 18 месяцев до оценки обеими сторонами — и почему он не приступает к работе до 1 января. Почему бы ему сразу не приступить к работе, сменив на посту временного менеджера Ли Карсли, к заключительным матчам группового этапа Лиги Наций против Греции и Ирландии в следующем месяце?
Или даже почему он не приступил к работе в начале сентября, чтобы успеть провести все соревнования и подольше подготовиться к чемпионату мира 2026 года? Тухель не работает с мая, когда закончилось его 15-месячное пребывание в «Баварии». Гарет Саутгейт покинул пост главного тренера сборной Англии в середине июля. «У меня хороший опыт работы в течение 18 месяцев, лично у меня… к сожалению, тоже иногда», — сказал Тухель с улыбкой. «Я работаю над своей долгосрочной игрой».
Тухель объяснил, что хочет «чисто начать» отборочную кампанию к чемпионату мира в марте, сосредоточившись на одном, хотя это было бы не совсем так, если бы Карсли завещал ему плей-офф Лиги Наций, который будет сыгран в марте, а отборочный турнир к чемпионату мира перенесен на июнь. В Германии сообщалось, что Тухель должен был получать зарплату «Баварии» в размере 10 миллионов фунтов стерлингов в год до июня. Его основная зарплата в Англии будет примерно в два раза меньше. Ожидается, что Тухель не будет присутствовать на жеребьевке квалификации к чемпионату мира 13 декабря.
Был забавный момент, когда Тушелю напомнили его предыдущее высказывание о международном футболе: мол, он добавляет ненужные игры в календарь, и их нужно меньше. «Хорошо», — ответил он. «Теперь этого недостаточно, нам нужно больше матчей!»
Тухель наслаждается этими перепалками, его любовь к Англии, вызванная работой в «Челси», распространяется даже на недоброжелателей из английской прессы. Как и Жозе Моуринью, он считает, что здешние медиа-ландшафт и культура болельщиков созданы для него.
Тухель с удовольствием говорил о том, что это своего рода возвращение на родину: «Я всегда хотел вернуться в Англию, это была моя большая цель», — и он ловко справился с вопросом о национальности. Он проснулся после того, как на первой полосе одной из национальных газет появилась редакционная статья, в которой осуждалось назначение немца и говорилось о том, что это мрачный день для Англии. Три другие главные газеты хотели подчеркнуть корни Тухеля, изобразив его в полном одеянии Октоберфеста: ледерхозен, кружка пива.
Тухель отшутился, что сожалеет о том, что у него немецкий паспорт. «У каждого свое мнение», — добавил он. И я могу понять даже такое мнение: «Мне бы больше понравился английский тренер для английской команды». Но я думаю, что мы [он и его сотрудники] заслуживаем справедливого шанса, похвалы за то, что у нас хороший послужной список в этой стране [в «Челси»] и за то, что мы никогда не стеснялись того, что нам нравится жить здесь и работать с игроками в Премьер-лиге. Может быть, это и есть немного британский оттенок в моем немецком паспорте.
«Это страна, юмор, образ жизни, отношение, которое болельщики требуют от игроков. Я говорил это много раз — это формирует характер игроков. Она единственная в своем роде. Вдохнуть ее снова — большая привилегия».
Тухель пока отложил вопрос о том, будет ли он петь национальный гимн, и сделал то же самое, когда его спросили, намерен ли он оставить Гарри Кейна в качестве капитана. Это был день не для того, чтобы говорить об отдельных игроках, а для того, чтобы рассказать о своем энтузиазме и, прежде всего, о том, что он планирует сделать — добиться славы на чемпионате мира. Он не стеснялся говорить об этом; он говорил о том, что это победа или поражение. Как и Буллингем, который подвергся критике за отказ от веселой идеи, что международный футбол должен быть нашим лучшим против ваших лучших. Его позиция? Зачем ограничивать себя? Ему нужен лучший из возможных игроков, самая надежная ставка.
В какой-то момент Тухель сказал, что для него это «шаг в неизвестность»; ритмы международного футбола настолько отличаются от тех, к которым он привык. Готов ли он? Безусловно.
«Эта роль оживила меня молодого», — сказал он. Это вернуло меня в подростковый период, когда я радовался за такую большую страну, за «Трех львов», играл на «Уэмбли», руководил этой группой игроков. Все могут быть уверены, что мы будем делать это со страстью и эмоциями. Мы постараемся как можно быстрее установить ценности и правила, чтобы воплотить мечту в жизнь».