Нокак насчет пути? Какой сигнал он посылает всем перспективным английским тренерам? Что это говорит о системе, когда Футбольной ассоциации приходится импортировать главного тренера из-за границы? Почему вы не поете национальный гимн? Не лицемерно ли с вашей стороны носить мак, когда это был ваш выбор?
Да: если возмущение, вызванное назначением Томаса Тухеля на пост главного тренера, не вызывает сомнений, то пресс-конференция Томаса Тухеля после победы на чемпионате мира 2026 года точно будет дикой. Потому что, конечно, мы должны предположить, что это возмущение на самом деле является последовательной и принципиальной интеллектуальной позицией, которая будет сохраняться на протяжении всей победной кампании, а не, скажем, желчным рефлексом, созданным и усиленным в основном ради кликов и внимания.
Но мы забегаем вперед, и не только в этом смысле. Не в последнюю очередь потому, что мало гарантий, что брак Тушеля и Англии по расчету вообще переживет 18 месяцев до следующего чемпионата мира. Тухелю нужен громкий трамплин к следующей работе в суперклубе. ФА хочет выиграть, и выиграть сейчас. Ни одна из сторон даже не пытается притворяться, что это начало долгой и прекрасной дружбы.
Тем временем последние 24 часа новостного цикла напоминают о том, что на каком-то уровне каждый тренер сборной Англии настроен на провал. Слишком неопытный. Слишком уязвленный в боях. Слишком идеалистичен. Слишком прагматичный. Слишком рискованный. Слишком безопасный. Слишком слабый. Слишком бодрый. Слишком шведский. Слишком итальянский. И вот теперь мы имеем сюрреалистическое зрелище нового тренера сборной Англии, который, по сути, слишком опытен, слишком украшен большими международными наградами, настолько хорош, что по сравнению с ним наш скудный тренерский резерв выглядит плохо.
Справедливости ради стоит отметить, что это далеко не единственное возражение, которое было высказано против Тухеля. Дэнни Миллсу не нравится, что он носит толстовку и кепку на боковой линии. Гари Невилл считает, что он не подходит под «критерии «Сент-Джорджес Парк»». Скотт Минто разочарован тем, что он не Эдди Хау. Дин Эштон «немного ошеломлен».
Это не тот спор, который можно вести, опираясь на разум, логику или факты. Вы можете ссылаться на прецедент Сарины Вигман или Тревора Бейлисса, или на тот факт, что Франция, Италия, Испания, Нидерланды, Аргентина и Португалия в прошлом имели иностранных тренеров, или на то, что Бразилия потратила годы, пытаясь заполучить Карло Анчелотти, что Греция, Южная Корея и Сенегал добились своих величайших успехов под руководством иностранных тренеров, и ни одна из этих стран не заявила, что в результате чувствует себя менее ликующей или патриотичной.
Но ничего из этого никогда не поможет, потому что в своей основе это вопросы эмоций и идентичности. Не говоря уже о своеобразной и давней английской одержимости селекцией, поголовьем, воспитанием, правильным подбором людей. Тучелы из Крумбаха? Не знаком с ними, старина. В мире, который все еще определяется изменчивыми границами и раздробленными идентичностями, все еще ведет переговоры об извращенном наследии войны, империи и массовой миграции, где становится как никогда трудно определить «мы», возможно, нет ничего удивительного в том, что так много из нас укрываются в тривиальном символизме одержимости одним паспортом, принадлежащим одному человеку, выполняющему одну работу, однажды.
Тривиальный — это именно то слово, которое здесь подходит, потому что есть законный спор о том, кто владеет и управляет этой страной, кто может объявить себя истинным патриотом, а кого демонизируют как чужака. Но такие дебаты вряд ли будут вестись в «Дейли Мейл» (контролируемой лордом Ротермиром), «Дейли Телеграф» (до прошлого года принадлежавшей бермудской инвестиционной компании), «Сан» (принадлежавшей американскому конгломерату) и других самопровозглашенных защитников наших заветных национальных институтов.
Что касается разгрузки тренерского конвейера, то это работа не на годы, а на десятилетия. У «Ливерпуля» не было английского менеджера с 2011 года, у «Манчестер Сити» — с 2007-го, у «Манчестер Юнайтед» и «Арсенала» — с 1986-го. Так что за последние 13 лет выборка, по которой можно судить о том, сможет ли английский тренер взять на себя большую работу, в основном состоит из двух человек: Фрэнк Лэмпард и Грэм Поттер. И если бы «Челси» рассчитывал на борьбу за титул в 2019 или 2022 году, то, скорее всего, ни один из них не получил бы свой шанс.
Что потребуется для того, чтобы сдвинуть это с мертвой точки: серьезные инвестиции, разрушение сетей и укоренившихся предрассудков и комплексов неполноценности, которые накапливались поколениями, и большая доза удачи. Чего не нужно делать: просто передать работу в Англии Эдди Хау и надеяться на лучшее.
Конечно, здесь есть своя ирония. Вся эта шумиха по поводу того, не слишком ли Тухель немец для работы в Англии, скорее заслоняет вопрос о том, действительно ли Тухель преуспеет в работе в Англии. Похоже, существует предположение, что Англия получает «Челси» Тухеля, тактического гения, который в январе взял на себя ответственность за больную команду и в мае привел ее к титулу Лиги чемпионов. Огромная удача, если это правда. Но что, если Англия на самом деле получит Тушеля из «Баварии», которая наняла его в 2023 году, ожидая аналогичного результата, а в итоге получила первый за 12 лет сезон без трофеев?
В каком-то смысле задача Тушеля в «Баварии» была более схожа с той, что ждет его в Англии, чем все остальное, с чем он сталкивался ранее в своей карьере. Тренеры «Баварии» работают в условиях жестких ограничений: завышенные ожидания, кадровая политика, которую они в значительной степени не могут контролировать, цирк в СМИ, раздевалка, полная влиятельных игроков старшего поколения, организация, пронизанная утечками и сплетнями.
В случае с Тушелем он столкнулся с другой знакомой проблемой: нехваткой полузащитников, способных реализовать контролируемый, высокоэнергетический стиль, который он хотел. Тухель не скрывал, что хотел бы заменить звезд клуба Леона Горетцку и Джошуа Киммиха летом 2023 года, но когда замены не нашлось, он был вынужден начать сезон с худшим из всех миров: неспокойной раздевалкой, подорванным авторитетом и полузащитой, которая ему не нужна.
Это новая работа, новая ситуация, новое стечение обстоятельств. Но удивительно, что здесь действуют те же самые правила. Вы должны добиться образцового успеха в минимальные сроки. Вы будете управлять раздевалкой, состоящей из звезд, многие из которых были там задолго до вашего прихода и останутся там еще долго после вашего ухода. У вас есть Харри Кейн, который забивает много голов, но при этом не умеет бегать. Но у вас нет полузащиты мирового класса, у вас нет защиты мирового класса, и вы не можете подписать Жоау Палхинью.
История говорит о том, что когда Тухель вступает в должность, то, как правило, в спешке. Его отношения в совете директоров слишком часто ломались, чтобы быть случайностью. В каком-то смысле это отражает ту авантюру, на которую пошли FA. Плохие результаты, ужасные настроения, личные разногласия, скандал в таблоиде, выгодное предложение работы из другого места: есть миллион вариантов, как все может пойти не так.
Но иногда нужен взгляд со стороны, чтобы разгрузить накопившийся в стране эмоциональный багаж, отделить главное от неважного. Тухель — высококлассный стратег, прекрасный коммуникатор, примерно настолько технически одаренный тренер, насколько может рассчитывать любая международная команда в наши дни. Есть миллион вариантов, как все может пойти не так. Но можно увидеть и тот единственный способ, который может оказаться ослепительно правильным.