«Раньшеэто был Роналдиньо, а теперь такие люди, как… ну, я», — говорит Марк Кукурелла, а потом раздается смех. С ним много смеха. Внезапно защитник «Челси» стал чемпионом Европы и культовым героем, и вы можете понять, почему. Это волосы: массивные, как поется в песне, и при правильном освещении все еще немного рыжие, праздничная краска не полностью смылась через три месяца после того, как Испания выиграла Евро-2024. Стиль игры, который помог им добиться успеха, — «тот, которому люди сопереживают». И еще личность. Как там сказал Эрлинг Хааланд? «Он забавный человек».
Очень забавный человек.
«Так говорят», — отвечает Кукурелла, спонтанность и скорость в его речи, энтузиазм в каждом слове. «Немного, может быть. Я веселый парень. Не то чтобы я все время шутил, но в этом есть счастье. Быть со мной — это нормально, понимаете? Вы хорошо проводите время. То, что я стал кумиром людей, в речевых знаках, — это здорово. Может быть, раньше людям нравились только нападающие, игроки, которые делали дриблинг или забивали голы. Если они покупают мою футболку или делают для меня баннеры, значит, футбол меняется. Что-то меняется».
Все произошло быстро. В 26-летнем футболисте есть какая-то легкость — с ним просто приятно находиться рядом, — но, по его признанию, он над этим работал. Он научился относиться к происходящему свысока, отпускать ситуацию. Он узнал себя. Ему пришлось это сделать, потому что, несмотря на все смешки, это было нелегко. Подписанный «Челси» за 62 миллиона фунтов стерлингов, для некоторых ставший символом безумия на «Стэмфорд Бридж» и, возможно, даже дешевый сейчас, не так давно он был освистан их болельщиками. Неожиданностью стало не то, что он закончил Евро с трофеем в руках, а то, что он вообще там был. Теперь он входит в число игроков, которых болельщики больше всего хотят видеть на домашнем матче сборной Испании в Мурсии в субботу.
Мог ли он представить себе такое еще полгода назад? «Конечно, нет».
Кукуреллы не было в составе сборной Испании на товарищеские матчи с Колумбией и Бразилией, когда он был назван в марте, и никто не ожидал, что он там окажется. Он играл за свою страну всего один раз — и то тремя годами ранее , в матче, который однажды станет хорошим вопросом для викторины в пабе: один из 16 игроков, дебютировавших в составе сборной до 21 года на старшем матче перед Евро во время пандемии.
За три месяца он также успел один раз сыграть за «Челси». И хотя после победы «Челси» в четвертьфинале Кубка Англии над «Лестером» ему позвонил Луис де ла Фуэнте из-за травмы Хосе Луиса Гайи, большинство ожидало, что это будет единичный случай, в том числе и Кукурелла.
«Он спросил, как у меня дела, сказал, что Гайя выбыл и могу ли я прийти. Я ответил: «Конечно, я буду рад». Этот звонок был как награда, причина продолжать работать; он придал мне энергии. Я пришел, чтобы насладиться этим, чтобы хорошо провести время, после всего, что мне пришлось пережить.
Когда я перешел в «Челси», все произошло само собой. Мы долго жили в отеле, дела в школе у детей шли не очень хорошо, нас обокрали… Это было во время матча Бразилия — Сербия, во время чемпионата мира. Моя жена зашла в спальню и нашла их. Это было неприятно, мы вернулись в отель, потому что испугались. Потом я три дня пролежал в больнице [с вирусом]. Я все равно хотел играть, но был не в лучшей форме. Это тоже опыт: пока с тобой это не случится, ты не знаешь, как отреагируешь. Теперь это не повлияет на меня так же».
До «Челси» я работал в более скромных командах и попал туда в период перемен, в сложное время, с большим количеством игроков, с большим количеством тренеров. Мне казалось, что я во всем виноват; за мной продолжали охотиться. Люди видят цену и думают, что ты машина, которая забьет 50 голов и отдаст 50 голевых передач. Это бизнес между клубами: они договариваются [о цене], я тут ни при чем».
В «Челси» у меня было больше тренеров, чем за всю мою карьеру. [Томас] Тухель, Грэм Поттер, Фрэнк Лэмпард, Маурисио Почеттино, теперь Энцо [Мареска]. И Бруно на одну игру. С Тухелем я был недолго, мы едва успели познакомиться. Потом пришел Грэм Поттер, с которым я работал в «Брайтоне», но это было сложно. У него было много игроков, он не мог найти свой стиль. Да и с Лэмпардом тоже… ну, много чего».
Затем последовала травма лодыжки. «Если бы мне нужно было назвать момент, который изменил мою карьеру — и это странно, потому что это травма, а никто не хочет быть травмированным, — то это травма лодыжки в прошлом сезоне», — говорит Кукурелла. «Ты предоставлен сам себе, есть много времени подумать, поработать. И эти два месяца помогли мне психологически. Есть «до» и «после». Я ходила к тренеру по ментальному развитию, и это помогло».
«Критика — это тяжело, ты принимаешь ее на свой счет. Когда игра закончилась, она закончилась. Ты можешь быть раздражен один день, два или три, но это ничего не меняет. Со мной такое случалось. Это все больше входит в голову, и ты теряешь уверенность в себе. А когда ты теряешь уверенность, ты уже не тот. Ты как будто боишься, у тебя что-то не получается, наступает темнота, неразбериха. Но я достиг того момента, когда это уже не имеет значения. Добиться этого нелегко, но я работал над этим. Этот период помог мне лучше узнать себя. Один день ты здесь, другой — травмирован, и никто тебя не знает. Это помогло мне понять. Все зависит только от тебя».
Не все забыли: Звонок Де ла Фуэнте дал возможность начать все с чистого листа. Кукурелла хорошо сыграл против Бразилии и стал постоянным защитником в «Челси», а болельщики были рады его смене позиции. Затем, когда был назван состав сборной Испании на Евро, он был включен в него, а Гайя и Алехандро Бальде получили травмы. Тем не менее, многие ожидали, что он будет выходить на замену после Алекса Гримальдо; даже Кукурелла говорит, что думал, что их разные профили могли бы означать разделение обязанностей в зависимости от соперника.
Вместо этого он стал постоянным игроком и откровением. Защитник, чей образ на поле, по его словам, является полярной противоположностью того, каким он является на самом деле, — «плохое молоко» и отношение к делу, — он отдал ассист в финале. Он также совершил «сэйв» в четвертьфинале, когда, по мнению Уефа, должен был быть назначен пенальти. Три месяца спустя.
Он снова смеется. «Удар пришелся по руке очень четко, но я посмотрел на судью, и он, очень уверенный в себе, сказал: «Нет, нет». Я думаю: «Расслабься». Фух. Они не могут выйти в один месяц и сказать, что это гандбол, а через месяц сказать, что это не так. Они сами создают споры. Это немного странно, но мы ничего не можем поделать».
Теперь он чемпион Европы, жизнь перевернулась с ног на голову. Или с ног на голову. «Раньше людям нравились суперзвезды, а теперь они сопереживают мне. Когда люди поддерживают тебя, восхищаются тобой, это очень приятно. Правда, раньше я мог пойти в супермаркет или еще куда-нибудь, а теперь…», — говорит он и снова смеется. «Ну, я все еще хожу, потому что не думаю, но иногда это немного неприятно».
Были баннеры — «Если у нас родится мальчик, мы назовем его Марком, если девочка — Кукуреллой» — и парики, и бесконечные мемы, его прическа в виде собаки, лающей на немецких игроков. Не обошлось и без дерзких реплик: Гари Невилл сказал, что он был одной из причин, по которой Испания не смогла выиграть Евро, и Кукурелла поблагодарил его за поддержку. Не обошлось и без крашеных волос. «В следующий раз я сделаю что-нибудь попроще», — говорит он. А еще была та песня, которую он повторял и приукрашивал; по его словам, она неизбежна, ее поют везде, куда бы он ни пошел. И, конечно же, реклама Estrella.
Сначала признание: паэлья не является его любимым блюдом, признается он. Когда появилось видео, на котором он, немного похудевший, поет версию песни, в которой Куку-Кукурелла пьет Estrella, ест паэлью и заставляет Хааланда трепетать — «дайте ему печенье», — это не осталось незамеченным. Включение норвежца в состав команды было комплиментом, именем, обозначающим самого страшного из соперников, но он, похоже, принял это на свой счет, пока Коул Палмер не сказал ему, что Кукурелла на самом деле хороший парень. В следующий раз, когда они встретились, Хааланд толкнул его, забил гол и назвал его забавным человеком. В прошлом сезоне он попросил у меня футболку, а этим летом спел про меня песню», — сказал нападающий «Сити».
«Это тоже была первая игра сезона!» говорит Кукурелла, смеясь. «Такое ощущение, что Премьер-лига сделала это специально. Это было весело. Это футбол. В конце концов, это смех. Так и мы должны относиться к жизни». Не слишком ли серьезно мы относимся к футболу? «Немного, да. Я знаю, что люди вкладывают в него душу. Но, в конце концов, это спорт».
В тот день«Челси» проиграл, но с тех пор не побеждал в шести матчах лиги. Жизнь изменилась, и «Челси» тоже, даже если Кукурелла шутит, что, кажется, каждую неделю у него возникают проблемы, а количество желтых карточек подозрительно велико. Мареска охарактеризовал его как игрока, который делает партнеров по команде лучше, и с этим описанием он полностью согласен: не лучший в чем-то, возможно, но весь в команде. Смена тактики в конце прошлого сезона тоже помогла: переход Кукуреллы на позицию перевернутого фулл-бэка стал ключом к позднему возрождению команды.
«Это было круто», — говорит он. Почеттино поставил меня туда в матче с «Астон Виллой». Мы проигрывали 2:0, у нас была катастрофа, и он изменил структуру. Мы закончили 2:2, у нас отменили гол, и мы выиграли следующие пять матчей». И Энцо придерживается той же идеи. Мы прошли через два года, и я думаю, что владельцы теперь понимают, как все работает. Энцо — очень хороший тренер, он много знает, и я думаю, что если они прислушаются к нему и примут его слова, он сможет вернуть «Челси» в хорошее русло».
Если кто-то из игроков «Челси» и выделяется, то это Палмер. «Если бы вы увидели его без экипировки, вы бы никогда в жизни не сказали, что он футболист, но потом на поле… он бьет, и кажется, что он бьет не сильно, но он забивает всем. Он очень разный. Я не знаю, как это объяснить: он особенный. Нам очень повезло, что он у нас есть. Нам повезло, что он мало играл на Евро, потому что он вышел на поле и чуть не испортил нам все [забив в финале]. Если он продолжит в том же духе, то станет одним из лучших. В волосах не так много силы, но если это его единственная проблема, то с ним все в порядке».
Амбиции Кукуреллы на сезон в «Челси» ясны. «Нашей целью должно быть завоевание трофея. В Лиге конференций мы можем добиться чего-то хорошего. И кубки. В прошлом сезоне мы дошли до финала и полуфинала. В лиге мы должны быть в четверке лучших. Арсенал» и «Манчестер Сити» работают в одном ключе уже много лет, одна и та же идея, одни и те же игроки, и я думаю, что мы еще далеки от этого. И «Ливерпуль» тоже, потому что там одни и те же игроки. Но мы можем попасть в Лигу чемпионов, это главная цель. Я очень счастлив».