Группа ведущих юристов заявляет, что Fifa проигнорировала их доклад о правах человека в связи с проведением Кубка мира 2034 года, и предупреждает, что руководящий орган «имеет дело с дьяволом», планируя перенести турнир в Саудовскую Аравию.

Решение по заявке Саудовской Аравии на проведение Чемпионата мира по футболу должно быть принято в декабре, хотя это кажется предрешенным, учитывая отсутствие других претендентов. Юристы — профессор Марк Пит, Стефан Вехренберг и Родни Диксон Кей Си — в мае представили Fifa отчет, в котором указали, в каких областях саудовское государство нарушило политику прав человека, принятую руководящим органом мирового футбола.

Диксон, представляющий интересы вдовы саудовского диссидента Джамаля Хашогги Ханан Элатр, заявил, что Fifa никак не отреагировала на доклад. «Мы призываем Fifa, которая с гордостью занимает позицию в защиту прав человека, сделать это прямо сейчас, и недостаточно просто не отреагировать на наш доклад», — сказал он. «Должны быть проведены консультации. Все должно измениться, если Саудовская Аравия будет рассматриваться для проведения Кубка мира. У нас не может быть расплывчатых рекомендаций или соломенных сценариев».

Ранее Пит был председателем независимого комитета по управлению Fifa, который был создан после того, как в организации были выявлены факты широкомасштабной коррупции после успешных заявок России и Катара на проведение чемпионата мира. Комитет внес изменения в систему управления, которые помогли президенту Джанни Инфантино в 2020 году провозгласить «новую Fifa… заслуживающей доверия, подотчетной, современной, профессиональной и прозрачной организацией».

Пит сказал, что поездка в Саудовскую Аравию была «большим риском» для Fifa. «Насколько я понимаю, в Саудовской Аравии очень нервничают [по поводу публичной критики], и это опасно», — сказал он. «Это мое мнение. Я не стесняюсь говорить об этом публично. Здесь люди действительно имеют дело с дьяволом. Так что риск велик».

Авторы доклада говорят, что они используют «поэтапный» подход к взаимодействию с Fifa, и не исключают возможность судебного разбирательства, если Fifa не отреагирует. Статья 7 политики руководящего органа в области прав человека гласит: «Fifa будет конструктивно взаимодействовать с соответствующими органами власти и другими заинтересованными сторонами и приложит все усилия для выполнения своих международных обязательств в области прав человека».

«Мы не одиноки в своем призыве к честному и правильному пересмотру дела», — сказал Диксон. «У Fifa есть зубы. В прошлом она принимала кардинальные меры и запрещала такие страны, как Россия и Индонезия. Они оказали огромное влияние на изменение восприятия. Мы считаем, что это еще один переломный момент».

Доклад посвящен четырем направлениям. Во-первых, Саудовская Аравия «должна немедленно освободить всех политических заключенных и тех, кто подвергается произвольному задержанию», и обращаться со всеми заключенными в соответствии со стандартами прав человека. Во-вторых, «судебная власть в Саудовской Аравии должна назначаться независимо органом, не связанным с исполнительной властью», и должна иметь возможность выполнять свою работу без внешнего влияния. В-третьих, необходимо изменить трудовое законодательство, чтобы рабочие-мигранты могли покидать место работы или страну без необходимости получения разрешения от правительства. Наконец, Саудовская Аравия должна улучшить права женщин, «введя уголовную ответственность за изнасилование в браке, обеспечив адекватную защиту от домашнего насилия и разрешив женщинам быть законными опекунами своих детей», если это отвечает их интересам.

Представитель Fifa заявил, что она проводит «тщательный тендерный процесс» для проведения чемпионатов мира 2030 и 2034 годов. «Все соответствующие отчеты, включая независимые оценки правозащитного контекста и стратегии в области прав человека всех претендентов на проведение чемпионатов мира 2030 и 2034 годов, доступны на нашем сайте. Отчеты об оценке заявок на проведение чемпионатов мира по футболу 2030 и 2034 годов будут опубликованы перед внеочередным Конгрессом Fifa 11 декабря 2024 года».