В«Тайнкастле» его называли «Пирло из Портобелло». Точка отсчета — средняя школа и приморская деревушка в Эдинбурге, а не лондонский рынок — говорила о юном таланте Энди Ирвинга, 17-летнего дебютанта первой команды.

Всостав сборной Шотландии до 16 лет на турнир в Сербии восемь лет назад входил Ирвинг и множество игроков, которые полностью исчезли из поля зрения. Были опасения, что карьера Ирвинга может завянуть. Летом 2021 года его уход из «Харт оф Мидлотиан» был встречен пожиманием плеч после того, как клуб не захотел удовлетворить требования по зарплате. Это было неудовлетворительно: болельщик детства, игравший не только с изяществом, но и с нетипичной для Шотландии дальностью паса левой ногой, отправлялся в «Тюркгючю Мюнхен», выступающий в третьем эшелоне чемпионата Германии.

Перенесемся в октябрь 2024 года, и Ирвинг — игрок Премьер-лиги, выступающий за «Вест Хэм» против «Челси» и «Ливерпуля». В пятницу он отправился в Хорватию вместе с командой Шотландии. Порти Пирло вернулся.

В разговоре с людьми, которые знают Ирвинга, больше всего поражает то, как его уважают тренеры и коллеги. В этом мире, где царит атмосфера взаимных обид, Ирвинг пользуется огромной популярностью. Характерны слова Робби Хорна, который в 2017 году взял Ирвинга в аренду в «Бервик Рейнджерс». «Он должен был тренироваться с нами только в четверг вечером, но он приходил и на вторничные занятия, просто чтобы быть рядом и участвовать», — вспоминает Хорн. «Возможно, ему даже не разрешалось тренироваться с нами во вторник, но он это делал. У него была настоящая любовь к футболу. Однажды я оставил его без игры, и он сразу же пришел спросить, что ему следует делать лучше».

«Энди был очень милым парнем с фантастическим отношением к делу. Его явно воспитывали в хорошей семье. Я не могу сказать о нем ничего хорошего как о человеке. Даже после своего ухода он присылал мне сообщения о том, как прошли наши игры и как дела у других ребят. Он проявлял этот интерес даже после своего ухода, так что в нем не было никакой наигранности».

Энди мог бы легко разлюбить игру, если бы все так сложилось в «Хартс», но он построил себе действительно успешную карьеру. Это здорово видеть. Все это неудивительно из-за его отношения к делу и характера».

Путь Ирвинга — один из менее пройденных. Тюркгючю Мюнхен потерпел финансовый крах. «Это были восемь месяцев в удивительном городе», — говорит Ирвинг. «Я выучил еще один язык, жил один, многому научился и очень развился как личность. Это сделало меня сильнее».

Ирвинг вернулся в Эдинбург и тренировался в одиночестве. Австрийский «Клагенфурт» подхватил его форму в Германии и подписал полузащитника два лета назад. После того как была установлена связь между клубом и «Вест Хэмом», скептики посчитали очередной трансфер Ирвинга — изначально он остался в Австрии на правах аренды — символическим. Они оказались неправы, когда 24-летний футболист стал участвовать в предсезонке под руководством Хулена Лопетеги. «Вся раздевалка его любит», — говорит менеджер «Вест Хэма», поддерживая тему.

Два года назад агент Ирвинга позвонил Крейгу Ливайну. Бывшего менеджера сборной Шотландии и футбольного директора «Хартс» спросили, не замолвит ли он словечко за Ирвинга перед Стивом Кларком, нынешним менеджером сборной Шотландии. Левейн с радостью согласился. Ранее отец Ирвинга уже высказывал Левейну идею о том, чтобы его сын играл за границей. «Не то чтобы он волновался», — говорит Левин. «Энди — решительный мальчик. Он поступил правильно, делая постепенные шаги, а не стремясь сразу на вершину. Я рад за него. У каждого своя история, но история Энди интересна.

Технически он был, пожалуй, лучшим во всей академии «Хартс». Он был немного одноногим, но его левая нога была палочкой-выручалочкой. Технически он всегда был достаточно хорош; я беспокоился за Энди из-за его физического развития и силы бега. Он получил настоящую растяжку, а для детей, которые так делают, требуется много времени, чтобы их тело окрепло. Сейчас он выглядит как мужчина. Когда он только попал в первую команду, он не был достаточно силен, чтобы конкурировать со взрослыми, так что это всегда было проблемой для Энди. Мы беспокоились, что он не сможет конкурировать с лучшими игроками в полузащите. Очевидно, что он очень много работал.

«Он выполнял штрафные удары, угловые, мог отдать пас на 70 ярдов не хуже Чарли Адама. Он видел пасы, которые не видели другие. Энди пытался делать вещи, которые казались вам нелепыми, но у него была уверенность в себе, чтобы продолжать попытки, и способность играть в эти пасы».

В условиях, когда Шотландия погрязла в травмах и находится в ужасном состоянии, Кларку нужны «зеленые ростки». Ирвинг их дает. Шотландские участники на уровне элитных клубов всегда приветствуются, просто сейчас они ценны как никогда.

Кен Бьюкенен — самый известный экспорт школы Портобелло. Возможно, Ирвинг не достигнет того же статуса, что и икона бокса. Однако было бы неразумно предсказывать, как далеко зайдет его футбольный путь. Ирвинг одержал победу, к радости всех, кто принимал участие в его истории.