«Я не помню такой игры», — сказал Пауло Газзанига. И никто другой. Никто не делал того, что он только что сделал: ни его брат Джанфранко, ни его отец Даниэль, ни вратари, подобные ему, никто, ни здесь.
Микель Санчес назвал это «невероятным», Эрнесто Вальверде — «фарсовым». Когда тренеры «Жироны» и «Атлетика» обнялись в конце солнечного воскресного дня, когда последний из 27 ударов окончательно уладил хаотичную игру в Каталонии, а победный гол лучшего бомбардира Монтиливи на 99-й минуте все еще омрачался тремя не забитыми мячами, Вальверде пожал плечами и улыбнулся, мол, глупости, да и только. Так оно и было. Но это было и великолепно. И плохо. И весело, каким и должен быть футбол.
И историческим. «Такого не может быть в Примере«, — сказал Иньяки Уильямс, но это случилось, причем впервые в истории. Свидетелями этого стали 13 396 человек, и эту историю они будут рассказывать до скончания веков, смеясь так же, как смеялись, покидая «Монтиливи». Трижды Карлос дель Серро Гранде звонил из комнаты VAR за 712 км, трижды «Атлетик» отправлялся на точку, три разных человека назначали три разных пенальти. Пауло Газзанига спас их все. Вратарь, чье первое профессиональное выступление состоялось за «Гиллингем» перед 2 466 зрителями в Андерхилле, стал единственным человеком в истории Ла Лиги, который остановил три пенальти за один день — или, если быть точным, за 29 минут и 30 секунд.
«Атлетико» сам себя подставил под удар», — сказал один из заголовков, но если бы они попытались, он бы и это спас. Он не останавливает только удары своей команды. Хотя он и спас пенальти в матче с «Фейеноордом» в середине недели, три из четырех голов, пропущенных Газзанигой в Лиге чемпионов, были собственными. Затем, когда Алекс Беренгер, Уильямс и Андер Эррера провалились, Криштиану Стуани не удалось это сделать, и вместо очередной победы «Атлетико», четвертой в пяти матчах, выведшей их на третье место, «Жирона» выиграла 2:1, впервые за пять лет. «Мы выиграли не из-за чего-то необычного», — настаивал Эррера, совершенно неправильно. «Слава Богу…» сказал Мичел после этого, сделав паузу, чтобы поправить себя. «Ну, спасибо Газзаниге».
«Мы нуждались в этом», — сказал он сам, и, возможно, так оно и было. Жирона» не выигрывала уже шесть раз, дважды уступив в четырех матчах чемпионата и потерпев поражение в обоих матчах Лиги чемпионов, и от этого ощущения «сезона после синдрома» было трудно избавиться. В прошлом году они стали великим откровением, боролись за титул больше, чем кто-либо другой , и в итоге впервые попали в Европу, квалифицировавшись в Лигу чемпионов. Затем случилось то, что обычно случается с великими откровениями. Алейкс Гарсия, их лучший полузащитник и, возможно, лучший полузащитник Испании, ушел в Леверкузен. Артем Довбык, лучший бомбардир Ла Лиги, отправился в «Рому». А Савиньо, чье появление заставило тренера Мишеля задуматься о том, что все это возможно, был подписан за 40 миллионов евро в «Манчестер Сити», чья группа владельцев уже владела им.
Если в этом была какая-то неизбежность, то и во всем этом была странная неизбежность, ощущение, что если бы не невезение, то и не было бы никакого невезения. Они играли достаточно хорошо, команда с 11 новыми игроками была перестроена тренером, которому они доверяли, но соревноваться в Европе и Ла Лиге казалось слишком далеким шагом, и этого просто не происходило, фортуна покидала их. Они проиграли на последней минуте на «Парк де Пренс». Против «Фейеноорда» они забили два собственных гола, подарили еще один, один из них был отменен, пропустили пенальти и увидели, что Виктор Цыганков удален, присоединившись к Ориолу Ромеу и Дейли Блинду в списке травмированных. В матче с «Валенсией», где они уступили со счетом 2:0, оба гола были забиты с дальних дистанций Хуанпе. В общем, пять из семи последних пропущенных мячей были собственными.
Но ни один из них не был более болезненным, чем гол Газзаниги. Символ того, чего добилась «Жирона» за последние несколько лет, подписанный из «Фулхэма», где он стал третьим запасным вратарем, парень, который покинул аргентинский клуб «Мерфи» в 15 лет, был отпущен «Валенсией», перешел в «Гиллингем», «Саутгемптон» и «Шпоры», в основном в качестве запасного, и сделал второе количество сэйвов в Испании в прошлом сезоне, сыграл ключевую роль в выходе команды в Лигу чемпионов. В дебютном матче против «ПСЖ» он допустил ужасную ошибку: достаточно безобидный мяч ускользнул от него и на последней минуте влетел в сетку.
По окончании воскресной победы Мишель признался, что у него даже возникло искушение провести ротацию. Ведь летом они подписали Пау Лопеса. «Это было больше по эмоциональным, ментальным причинам, чем по каким-либо другим», — сказал тренер. «Но в итоге я предоставил Газзаниге постоянство, потому что считаю, что он этого заслуживает; у него всегда был такой характер, чтобы быть способным конкурировать и в хорошие, и в плохие времена».
Остальное — уже история. Это не первый случай, когда вратарь совершает три пенальти в одной игре. У «Данфермлайна» это в порядке вещей, причем как в их пользу, так и против них — вперед выходят Кэмми Белл и Дениз Мехмет. Жан-Франсуа Жиле тоже делал это в Бельгии. И все помнят, как Мартин Палермо пропустил три. Газзанига уже не в первый раз завершает славную тройку — посмотрите на собаку, свинью и пони — и после игры он сказал, что «когда вратарь сталкивается с пенальти, то всегда ожидает, что спасет его». Но никто еще не делал этого в Ла Лиге — даже если вы называете это «два плюс один», педанты, — и даже он не мог себе этого представить. Никто не мог, даже если учесть, что «Атлетико» пропустил половину из последних 10. «Мы — команда, которая выиграла финал Копа дель Рей по пенальти», — сказал Вальверде после матча, — «не спрашивайте меня, как».
Все началось на 27-й минуте, когда судья Хуан Луис Пулидо Сантана был вызван к экрану VAR. Беренгер, забивший пенальти, который привел команду к первому трофею за 40 лет, попросил его исполнить. «Он был уверен в себе, и именно он выиграл этот матч», — рассуждает Уильямс. Пенальти был пробит настолько сильно, что Газзаниге даже не пришлось далеко отходить, чтобы спасти его. Таким образом, в перерыве счет стал 1:1. Ясер Асприлья открыл счет благодаря вдохновенному моменту Мигеля Гутьерреса, который, уходя от мяча со свистом, позволил кроссу пройти через себя и попасть в сетку. Перед самым перерывом Ойхен Сансет завершил великолепную передачу Беренгера. В раздевалке Вальверде сказал своим игрокам, что если будет еще один пенальти, то Уильямс должен его исполнить.
И когда на 55-й минуте они получили еще один пенальти, снова назначенный VAR, он так и сделал. «Я был спокоен. Я четко понимал, что иду по центру: Я знал, что вратарь сдвинется с места», — сказал Уильямс. Но он не сдвинулся, не сильно, и, что еще важнее, не сдвинулся мяч. «Это была техническая ошибка; мяч не поднял», — сказал он. Газзанига поднялся на ноги и выкатил мяч, все еще стоявшие на трибуне зрители зааплодировали, игра продолжалась, но очередной звонок вернул их обратно, и празднования сменились скандированием: «Руки вверх, это ограбление!». Внизу, в Лас-Розасе, заметили, что Газзанига сбился с линии. Атлетико» получил еще один шанс. «Мы не предусмотрели третьего нападающего, — признался Эррера, — им должен был стать Сансет, но он был удален из-за травмы, поэтому он попросил его. И Газзанига спас и от него, все падали и требовали пенальти при каждом движении, напевая «судья, дай еще один», пока в конце концов не дали.
Удар был почти таким же плохим, как и попытка Уильямса. «Иногда все получается, а иногда нет», — сказал Эррера. Я пробивал, наверное, 50 пенальти, и такого никогда не случалось, чтобы мяч летел так низко». За 16 лет я впервые вижу, как это происходит». За более чем 100 лет это был первый случай, вошедший в историю.
История также пострадала. По выражению одной из газет Бильбао, «это был мастер того, как не надо пробивать пенальти». «Несчастье с 11 метров», — гласил другой заголовок; «Атлетик» «совершил харакири». На скамейке запасных Вальверде держал в руке ручку, и Хон Ривас из El País представил, как он хочет вонзить ее в первого попавшегося человека или написать заявление об отставке там и тогда. Но сильнее всех это воспринял Уильямс, упустивший возможность вывести свою команду в лидеры и взять курс на еще одну важнейшую победу. «Я чувствую себя ответственным за то, что мы не выиграли; такого просто не может быть», — сказал он. Только может, и это случилось». Погрузившись в травму, он собирался сделать еще хуже, когда на 98-й минуте и 17-й секунде Стуани по подсказке VAR забил победный мяч.
С пенальти.