СкромностьЕленыСадику очень ненадолго лопнула. «Я была довольно хороша», — говорит она. «Я не собираюсь лгать». В этом случае речь идет о совершенно конкретном контексте, а не о ненужном высокомерии. Необычные — и необычайно сложные — отношения Садику с футболом достигнут своего последнего пика во вторник, когда ее команда «Селтик» примет «Твенте» в женской Лиге чемпионов.
Садику, которой только в ноябре исполнится 31 год, побьет рекорд Юлиана Нагельсманна как самый молодой тренер в мужской и женской версиях главного клубного турнира европейского футбола.
У Садику есть повод дорожить этим моментом. Раньше она вспоминала о своей карьере игрока, которая оборвалась в 2018 году после 13 операций. На одном из ужасных этапов, в возрасте всего 23 лет, она столкнулась с перспективой ампутации левой ноги после того, как операция на колене привела к серьезной инфекции.
«Я вложила всю свою жизнь в то, чтобы стать профессиональным игроком, и я так сильно этого хотела», — говорит тренер «Селтика». «Когда у тебя отнимают мечту, это заставляет тебя задуматься о жизни. Я всегда думал, что уйду, что все будет под контролем».
«В то время, когда я понял, что должен остановиться, я не хотел работать в футболе, потому что чувствовал, что все происходит несправедливо. Но после этого я просто почувствовал, что футбол — это то, без чего я не хочу жить. Футбол — моя самая большая страсть. Футбол привел меня и сформировал меня таким, какой я есть сейчас».
«Я не реализовал весь свой потенциал как игрок. Я хочу быть уверенным, что смогу помочь своим игрокам реализовать их мечты и потенциал. Я просто жил с мыслью о том, что стараюсь быть лучшим тренером, каким только могу быть, чтобы сделать своих игроков лучшими, какими они могут быть. Я решил думать: «Ладно, это случилось не просто так. Впереди у меня есть что-то лучшее, и тогда просто начну все сначала». Что я и сделал».
Ясность и убежденность, с которой говорит бывшая шведская молодежная сборная, делает очевидным, почему она понравилась «Селтику». Ее низкие моменты, которые на одном из этапов привели к депрессии, сформировали ее, но, что удивительно, Садику ничуть не озлоблена. Ее страсть к работе сразу бросается в глаза. То, что было раньше, кажется ей совершенно неважным.
«Первый раз я порвала ACL (переднюю крестообразную связку), когда мне было 19 лет», — говорит она. «Я вернулась, забила хет-трик, жизнь была потрясающей. Через три месяца после этого я повторила операцию на том же колене. Я отсутствовала 18 месяцев, потому что мне сделали огромную операцию, не только ACL, но и реконструкцию ноги. Это была шестичасовая операция, два месяца я провел в инвалидном кресле».
«Мой менталитет — продолжать работать, стараться, бороться, не сдаваться. Я сделал это снова, в третий раз, а потом, когда у меня начался период инфекции, я стал сомневаться во всем. Я боялся потерять свою жизнь.
Когда врачи заговорили об ампутации ноги, я помню, как очнулся после операции и просто офигел: «Моя нога еще здесь?». Инфекция прошла, и я смог покинуть больницу, но я много сомневался. У меня был кризис идентичности, я не знал, чем хочу заниматься. Когда у тебя отнимают то, что ты так любишь… я никогда не думал, что это случится».
Потеря игры обернулась приобретением тренера. Садику училась, чтобы получить значки, работая в Китае, Дании и Швеции. До переезда на север она руководила командой «Эвертона» до 21 года. После победы в квалификации над полтавской «Ворсклой» «Селтик» получил место в групповом этапе Лиги чемпионов — это первая шотландская команда, которой удалось это сделать.
Садику не планирует просто любоваться окрестностями, ведь за пределами «Твенте» его ждут «Челси» и «Реал Мадрид». «Я не придаю этому значения, потому что сосредоточен на каждой игре, которая нас ждет, поэтому я не наслаждаюсь этим и не думаю: «Вау, чего я добился?». Но я горжусь этим, потому что у меня были трудные времена, и вся работа в итоге привела меня сюда».
«Это не изменится. Я собираюсь убедиться, что игроки подготовлены наилучшим образом, и у нас есть план игры, которому легко следовать. Мы будем действовать с менталитетом, направленным на победу. Мы все еще «Селтик»».
Союз Садику с «Селтиком» уже принес значимые моменты с тех пор, как в январе он заменил возбудимого Франа Алонсо. Удар Эми Галлахер на 90-й минуте обеспечил титул чемпионки Шотландской женской премьер-лиги с разницей в один мяч с «Рейнджерс» четыре месяца спустя. Это был первый титул «Селтика». В четверг вечером команда Садику проигрывала «Рейнджерс» со счетом 2:0 после 64 минут матча, но сумела отыграться и завоевать очко. Соревновательный дух, присущий футбольной жизни Глазго, привлекает его.
«Для меня это то, чем я занималась с самого детства. Я всегда хочу побеждать», — объясняет она. Я всегда хочу быть лучшей». Это давление означает, что нужно стараться быть лучшим каждый день. Я хочу быть лучшим тренером, каким только могу быть, и хочу быть настолько успешной, насколько это возможно. Для этого я никогда не могу чувствовать себя комфортно.
«Я хочу, чтобы игроки были взволнованы, голодны, и мы должны извлечь уроки из этого опыта. Мы знаем, что этот опыт сделает нас лучше в долгосрочной перспективе».