Одинмомент безумия. Доля секунды, которая сыграет огромную роль в карьере футболиста, стоящего на пороге международного признания. В день разочарования игроков и болельщиков «Арсенала» один человек не мог больше терпеть. Пол Дэвис собирался причинить боль и сопернику, и своему собственному будущему.

В сентябре 1988 года «Арсенал» проигрывал 2:0 на «Хайбери» против «Саутгемптона» Криса Николла. Команда Джорджа Грэма была обречена на очередное домашнее поражение, уступив за две недели до этого «Астон Вилле». На 79-й минуте матча «Саутгемптон», как и полагается претендентам на титул, искал способ вернуться в игру.

Фол на Дэвиде Рокастле перед Восточной трибуной изменил ход матча. После того как был назначен штрафной удар, Рокасл поднял себя, а Мартин Хейс и Майкл Томас подошли к арбитру Дэвиду Акселлу. Когда все взгляды были сосредоточены на судье и жалующихся игроках, Дэвис двинулся к полузащитнику «Саутгемптона» Гленну Кокериллу.

Дэвис был культурным игроком, изящным полузащитником, который обоснованно был выбран Бобби Робсоном в состав сборной Англии на товарищеский матч против Дании за четыре дня до встречи с «Саутгемптоном». Его волшебная левая нога могла вскрыть оборону. И все же именно его левая рука стала причиной того, что Кокерилл и «Саутгемптон» не выдержали.

Кокерилл оказался боком к Дэвису, так как был слишком сосредоточен на событиях, связанных со штрафным ударом. Вскоре он окажется на газоне «Хайбери». Левый хук от Дэвиса отправил Кокерилла на пол. Игра была отложена, пока Кокериллу оказывали помощь. Ошеломленному и растерянному Кокериллу оказали помощь, прежде чем возобновить матч.

В довершение к травме Кокерилла, «Арсенал» сразу же получил спасательный круг, когда Аксселл назначил пенальти перед Северным берегом, признав, что Кевин Мур сфолил в штрафной. Брайан Марвуд реализовал пенальти за восемь минут до конца матча, хотя в итоге «Аксселл» добавил девять минут к перерыву, к ярости гостевой команды.

Очень важно, что удар Дэвиса не был замечен ни одним из арбитров матча. Однако игроки «Саутгемптона» догадывались о случившемся. По ходу матча Дэвис стал мишенью для нападающих — посмотрите на дикий удар Джимми Кейса в сторону Дэвиса, когда Брайан Марвуд забивает первый гол «Арсенала», — и за шесть минут до конца встречи Грэм убрал Дэвиса с линии огня.

Игра тянулась все дальше и дальше. «Я отыграл девять с половиной минут», — заявил Аксселл. «Это покрыло пять длительных травм и довольно много потерь времени». Гол Алана Смита на 97-й минуте принес «Арсеналу» бесценное очко в сезоне, где титул будет решаться с минимальным перевесом.

Сразу после этого оба менеджера высказали свое мнение. «Причиной дополнительного времени было то, что другая команда теряла время с самого начала», — протестовал Грэм. «У меня есть раздевалка, которая чувствует себя обманутой», — ответил Николл. Мне казалось, что мы будем играть до тех пор, пока «Арсенал» не забьет».

Однако эти споры о хронометраже были всего лишь примечанием по сравнению с новостями, которые разразились в субботу вечером. Репортаж ITN застал Дэвиса за этим занятием, и в новостях было показано, как полузащитник «Арсенала» направился к Кокериллу, прежде чем нанести нокаутирующий удар. Дэвис оказался в горячей воде и теперь предстал перед телевизионным судом.

Пресс-секретарь Глен Киртон заявил, что Футбольная ассоциация «не может игнорировать то, что видели миллионы». В начале сезона 1987-88 годов ФА наложила шестиматчевую дисквалификацию на Стива Уолша после того, как защитник «Лестера» сломал челюсть игроку «Шрусбери» Дэвиду Геддису (поскольку Уолш был удален, он автоматически получил трехматчевую дисквалификацию, что в сумме составило девять матчей). Прецедент был создан.

Кокерилл провел субботнюю ночь в больнице, где хирурги оперировали двойной перелом его челюсти. После того как в его скулу была вставлена стальная пластина, Кокерилл был вынужден две недели питаться жидкой пищей. «Я ничего не сделал, чтобы спровоцировать такое жестокое нападение», — пробормотал он, покидая больницу. Хотя ходили слухи, что Кокерилл подал в суд, он оставил решение за своим клубом.

За год до этого игрок «Суиндона» Крис Камара был оштрафован в суде после того, как сломал скулу игроку «Шрусбери» Джиму Мелроузу. Но «Саутгемптон» решил оставить этот вопрос на усмотрение ФА. Дата слушания была назначена всего через 12 дней после матча, и Дэвис с «Арсеналом» с тревогой ждали, когда они представят доказательства дисциплинарному комитету ФА. Но дело защиты провалилось. FA назначила Дэвису девятиматчевую дисквалификацию и штраф в размере 3 000 фунтов стерлингов.

«Сейчас весь мир следит за футболом», — признал назначенный исполнительный директор ФА Грэм Келли. «Мы должны реагировать в этом свете». Исполнительный директор PFA Гордон Тейлор согласился с решением. «Это очень суровое наказание, но у нас очень серьезная проблема в игре. Это может сделать так, что подобное больше никогда не повторится».

В ходе всего этого обсуждались аргументы за и против «суда по телевизору». «Судья по-прежнему остается верховным арбитром на поле, но телевидение — это факт жизни», — заявил Киртон после слушаний. «ФА не действовала только из-за того, что показывали по ITN». Нравится нам это или нет, но увеличение телевизионного охвата привлекло бы внимание к подобным инцидентам. Шлюзы были открыты.

Что же спровоцировало обычно спокойного Дэвиса на такую реакцию? С момента своего дебюта в 1980 году Дэвис был удален всего 14 раз в более чем 300 матчах, и этот инцидент казался из ряда вон выходящим. Ходили слухи, что Кокерилл сделал Дэвису замечания, но они были опровергнуты. В августе 2022 года Дэвис наконец высказался по этому поводу.

В своей книге «Арсенал и после», написанной совместно с Томом Уоттом, Дэвис упоминает о разочаровании, которое накапливалось в тот день. «Та игра изменила мою жизнь. С самого первого свистка Гленн пытался оставить на мне свой след. В каждом захвате он пытался причинить мне физическую боль или запугать. Неприятная штука».

«Судья не видел ничего из того, что происходило. Я не получал свободных ударов. Это капало, капало, капало на меня. Я все больше расстраивался из-за несправедливости ситуации и взял дело в свои руки». Как только Дэвис связался с Кокериллом, он тут же пожалел о своем поступке. Как только он узнал, что стал заголовком новостей на ITV, Дэвис понял, что ему придется дорого заплатить.

В отсутствие Дэвиса «Арсенал» показывал отличные результаты, и полузащитнику с трудом удалось вернуться в команду после отбытия дисквалификации. Только в январе Дэвис снова вышел на поле — победа 3:1 над «Эвертоном» — и хотя в марте он забил отличный удар головой в матче с «Чарльтоном», травма бедра вскоре положила конец его сезону. Последним матчем в кампании стала победа со счетом 3:1 в неловкой встрече с Кокериллом на «Делл».

«У меня остались сожаления по поводу того дня», — признается Дэвис. «Я совершил ошибку и поплатился за нее. Вся эта история повредила мне; повредила моей карьере и репутации». Дэвис так и не сыграл за сборную Англии, став, возможно, одним из лучших игроков своего поколения.

Дэвис все же успел сыграть достаточно матчей, чтобы получить медаль чемпиона, и вот наступила славная развязка на «Анфилде». Сидя за воротами, в которые попал Майкл Томас, Дэвис праздновал гол, как и любой болельщик «Арсенала» в тот вечер. Это был далеко не идеальный сезон, но, по крайней мере, в конце он принес бонус Дэвису и «Арсеналу».